Отец Василий Кривов: «Служи, молись, проповедуй»

327

Как найти свой путь к храму? Каким должен быть православный священник? Не оскудела ли в людях любовь? Об этом и не только говорили наши юнкоры с благочинным Щербиновского церковного округа настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем Василием Кривовым.

– Отец Василий, расскажите немного о себе. Как вы стали священником?
– Родился в Новомосковске Днепропетровской области 15 апреля 1975 года. Там же учился в школе. После девятого класса поступил в металлургический техникум на механика. Окончил его с красным дипломом.
С 1993 года начал работать. Время было непростое, трудились там, где можно было заработать. Пошел грузчиком, затем оператором печати фотографий в студию «Кодак». В 1997 году поступил в духовное училище города Комсомольска в Полтавской области. В 1998 году принял первое рукоположение – диакон, а через год стал священником. С этих пор началась совершенно другая жизнь.

– Сложно было поступить в семинарию? Говорят, сейчас там конкурс выше, чем на самых престижных отделениях столичных вузов?
– На тот момент, когда я поступал, а это 90-е годы, был большой конкурс. Из 50 человек прошли только 30. Это был первый набор, училище только открылось. В других заведениях еще выше существовал. Сейчас не так. Семинарий много, сложностей нет.

– У вас есть дети? Расскажите о своей семье?
– Мы познакомились с супругой Екатериной в училище в 1997 году. Обучались в смешанном классе. При монастыре было большое поле картофеля, туда отправили на работу. С того момента у нас завязалась дружба. А на осенних каникулах сказал матери, что буду жениться. Через год повенчались, расписались. У нас трое детей. 30 апреля 2000 года появился первый сын Александр. Он учится на повара.
30 октября 2001 года родился сын Андрей, обучается на третьем курсе Московской Духовной Академии, будет пастырем. Собирается дальше продолжить учебу.
23 августа 2005 года появилась Мария, после девятого класса поступила в колледж «Добрая школа при Сольбе» при Николо-Сольбинском монастыре в Ярославской области. Она – регент-псаломщик. Старший сын женат, младший собирается вступить в брак. Внуков пока нет.

– Как проходит ваш рабочий день?
– Начинается с 8.00 с утренней молитвы. А дальше – работа. Если нет богослужений, то решаю организационные вопросов. Помимо того, что я – настоятель в станичном храме, еще явлюсь администратором Щербиновского благочиния. Мне нужно курировать и помогать всем священникам нашего района.

– А вы смотрите телевизор?
– У нас дома нет телевизора. Есть телефон, компьютер и выход в интернет. В основном это новостные блоки, извлекаю полезную информацию. Родители Екатерины живут в Краматорске Донецкой области, потому следим за информацией.

– Как же так (удивляемся), в кино, книгах говорят: поп и попадья – батюшка и матушка… А мы обращаемся к вам – отец.
– Отец – это более народно. Означает духовный наставник. Официально – священник.

– В советское время священниками становились, искренне веруя, вопреки режиму, испытывая тяготы и лишения. А сейчас? Какое оно – молодое поколение священнослужителей? Может, кто-то просто ищет теплое место?
– Нет. В 90-е годы, возможно, и существовало такое мнение, но сегодня это не так. Священник – не олигарх, если вы об этом… У нас случалось, что не было возможности купить хлеб, брали в долг. Потому рассматривать направление священнослужение как состоятельность нельзя. Сейчас на этот путь люди идут сознательно, требования очень высокие. Уровень грамотности, образованности тоже на голову выше, чем раньше. Молодое поколение священников – скромное.

– Как вы относитесь к людям, которые стремятся стать богатыми?
– Богатство не является чем-то неприемлемым. Последний царь – Николай II, тоже святой, был богат. Но это не мешало ему совершать добрые дела, заниматься меценатством. Хотя, поверьте, не в богатстве сила.

– Интересно, если бы не священником, то кем вы бы могли стать?
– Мне когда-то мой дядя сказал, что хорошо разбираюсь в механике. Ремонтировал автомобили. А когда в школу ходил, посещал фотокружок, сильное было это увлечение. Работая в студии «Кодак», получал моральное удовольствие. Вот, мог бы быть фотографом. Сегодня, в силу занятости, мало остается времени на это хобби. Хотя люблю снимать. Особенно природу.

– Согласитесь, чаще всего мы обращаемся с молитвой к Богу, когда плохо, когда есть проблемы, когда нет уверенности в себе, когда просим помощи…
– Печально, что, скорбя, человек приходит в храм. Реже, когда все хорошо. Но и такие моменты бывают. Например, это крещение и венчание. Второе встречается не так часто. На двести с лишним браков, лишь восемь венчаний. Это происходит потому, что человек, связывая себя узами брака, к сожалению, не осознает, что это один раз и на всю жизнь. Зачастую заключает союз по внешним качествам, не обращая внимания на поведение, способности, поступки своего спутника.

– Бывает, что человек внутри чувствует себя верующим, но в храм не ходит. Что можно посоветовать ему? Как найти свою дорогу?
– Пути бываю разные: через скорби, радости, в поисках Бога. Возьмем меня. Ведь я рос обычным мальчиком, хоть буквально с пеленок бывал в храме, но сказать, что был верующим, не могу. Как и многие в детстве и юности бегал, баловался, дрался, гонял в подростковом возрасте на мотоцикле, занимался карате, фото, играл в духовом оркестре. В свое время это больше привлекало меня, чем походы в храм. И только лишь в 22 года, поступив в училище, я пришел к Богу. Так что путь у каждого свой.

– Обращались ли к вам станичники, чтобы вы стали их духовным наставником?
– Как правило, мы, священники, избегаем этого, так как тот человек, который об этом просит, беспрекословно должен исполнять волю своего духовника. К полному послушанию обязывает того, кто обращается. С этим не все справляются.

– У Бога разные имена. А он один?
– Да. Все эти имена – одного Бога. Они есть определение его, в разных народах.

– Какую роль, по вашему мнению, играет русская православная церковь в нашей стране?
– Очень масштабную. Русский человек берет начало от Крещения Руси. Архитектура, литература, наука основываются на православной культуре.
Русский человек без веры православной – проходимец. Есть изречение у Федора Достоевского. Надо помнить о своих корнях.

– Согласны ли вы с отделением церкви от государства?
– Дело в том, что не церковь от государства отделилась, а наоборот. Это случилось в 1918 году. До этого вся метрика находилась в ведомстве церкви. После была передана государственной системе.

– Как много молодых людей сейчас посещают храм?
– На данный момент не так много. Почему так происходит? Ребенок в подростковом возрасте ищет авторитетного взрослого. Хорошо если находит в храме, но чаще всего среди своего окружения.
Я рано потерял отца. В моей жизни таким человеком стал тренер по карате Александр Семенович, который не просто давал навыки единоборств, но и правильно ставил задачи, личным примером демонстрировал доброту, рассказывал о важности использовать силу только для защиты слабых.

– Перед ОГЭ и ЕГЭ количество прихожан увеличивается?
– Да. Многие приходят, просят: родители, ученики. Заказывают молебен. Это правильно. Сколько бы у тебя ни было знаний, а во время волнительных моментов нужна и внутренняя уверенность. Она дается свыше.

– Есть ли в храме Покрова Пресвятой Богородицы воскресная школа?
– Да. И для детей (от 3 до 18 лет) и группа для взрослых (от 18 лет).

– Как церковь относится к макияжу?
– Он не должен быть вызывающим. Во всем должна быть мера. И к тому же, девушки, женщины сами по себе прекрасны.

– Патриотизм. Что это для вас? С ним рождаются или его воспитывают в себе?
– Воспитание. Преемственность от родителей, окружения и обстановки, в которой растет человек.

– Почему церковь выступает против разводов?
– Венчание совершается единожды. Даже если пара расходится, все равно небесный брак остается. Он не может быть расторгнут.
Но существуют причины для благословения на повторный брак. Например, причины предыдущего развода – алкоголизм одного из супругов, нежелание иметь детей, психические отклонения, попытки суицида.

– Как исповедаться молодому человеку, не стесняясь говорить о своих грехах?
– Во время этого таинства присутствуют трое: исповедующийся, священник и Господь Бог. Я обязан сохранить тайну. Она может разглашаться только после смерти человека, при определенных обстоятельствах. Многих смущает ложный стыд. Как раскрыть плохой поступок? Всегда предлагаю обобщить, не нужно в подробностях рассказывать о совершенном грехе. Главное, чтобы человек раскрылся, раскаялся и впредь не совершал этого.

– Можно ли замолить грехи?
– Конечно! Прежде исповедоваться, искренне покаяться и не возвращаться к этому.

– В каких случаях человека можно назвать героем?
– Каждого, кто совершает доброе дело.

– Если убрать с церкви колокола, купола, кресты, иконы, превратив храм в обычное строение, убрать церковно-славянский язык, священника облачить в гражданскую одежду, будет ли тут православие?
– В советский период уже было такое. Священник в любых одеждах все равно остается священником. Также и с православием, с верой.

– Как вы относитесь к нетрадиционной ориентации?
– Это нарушение Божьего закона. Господь сотворил первого человека Адама, а из его ребра – женщину. Пол означает половина, вместе – целое. Это установленное Богом правило. Нетрадиционная ориентация разрушает замысел божий. Является тягчайшим грехом.

– Можно ли некрещеному просить Бога о помощи?
– Можно и нужно.

– Как вы считаете, есть ли что-то хорошее в зависти?
– Нет. Зависть поедает человека. Скорее всего, хорошее есть в рассуждении, помогает взвешивать ситуацию.

– Как вы понимаете выражение «Нет истины там, где нет любви»?
– У православного человека истина – сам Бог. В святом писании написано: Бог есть любовь. Если нет истины, значит, нет Бога. Нет любви, нет истины.

– Многие, теряя своих близких, особенно неожиданно рано, не понимают, в чем смысл дальнейшей жизни?
– Человек находится в этой ситуации в состоянии уныния, печали и отчаяния – это три греха, которые настигают его душу. Нет осознания, понимания своей жизни. У Бога нет мертвых, все живы, душа – бессмертна, она остается в вечности. Хоть и покидает тело.

– Осуждение – инструмент сатаны?
– В любом случае является большим грехом. Дьявол, таким образом, искушает человека.

– Как воспитать детей успешными, счастливыми?
– В воздержании. Все нравственное закладывается от родителей. Остальное они получают в будущем. Дети должны уметь справляться с трудностями, чтобы не впасть в отчаяние.

– Почему Бог не гневается?
– Он не может. В нем нет зла. Жертвенность – основа любви. Бог есть любовь. Выражает ее в своем творении, в человеке.

– Какова ценность нашей жизни?
– Бесценна. Надо помнить, она нам не принадлежит, ее нам дал Бог. Все нужно расценивать через божьи заповеди.

– В чем сегодня нуждаются люди?
– В понимании. Важно не уходить друг от друга, а искать точки соприкосновения. Начинать с себя, с покаяния, искать примирение с окружающими.

И напоследок – блиц-опрос, который уже полюбился многим нашим читателям:
– Один раз увидеть или десять раз услышать?
– Один раз увидеть.
– Чай или кофе?
– Чай, зеленый.
– Понедельник или пятница?
– Вот это сложно. Давайте пятница.
– Доехать или дойти?
– Дойти.
– Поэзия или проза?
– Поэзия.
– Газета или журнал?
– Газета, скорее всего.
– Жаворонок или сова?
– Жаворонок.
– Рок или классика?
– Оба направления. Есть хороший рок и безупречная классика.
– С Богом или ни пуха ни пера?
– С Богом, конечно.
– Зима или лето?
– Лето.
– Море или горы?
– Горы.
– Интуиция или логика?
– Логика.
– Молодо-зелено или не совсем?
– Не совсем.
– Успех, везение или работа над собой?
– Работа над собой.

От юнкоров:
Это наш первый опыт общения со священником, и мы очень волновались, готовясь к интервью. Имея возможность побывать у отца Василия, узнать, как он служит, как живет, мы поняли, что публикация в размере одной газетной полосы – не тот формат, который может полностью сформировать у читателя представление об этом человеке. Он очень эрудированный, разносторонний, терпеливый.
Общение с батюшкой обогатило нас и заставило о многом задуматься… Благодарим отца Василия за столь интересную беседу.

Анастасия Храмченко, Карина Манжосова, Яна Баранова, юные корреспонденты «ЩК», члены объединения «Проба пера» ДДТ.