Путь ко спасению

0
173

Великий пост – главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Его целью является подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост в 2020 году длится со 2 марта по 18 апреля (включительно).

Вступление Христа на проповедь было предварено появлением проповедника Иоанна Крестителя, который был величайшим постником. В образе этого святого человека, питавшегося саранчою и диким медом, стоят друг перед другом две стихии – самоугождения и умерщвления плоти для господства духа. Это пример целомудренного, бесстрашного, служащего правде человека, одержавшего победу над миром, служащим страстям.
Христос постился необыкновенным образом. В течение сорока дней, не вкушая пищи. Мы с вами, христиане, на теле носим крест Господень, поставили себе образ, к которому надо стремиться, по которому устраиваем свою жизнь – Христа Спасителя. То есть все действия Христовы на земле имеют для христиан особенное значение. Поэтому пост и его соблюдение – наша прямая обязанность.
Русские люди в предшествующие века строжайшим образом соблюдали посты, были крупнейшим по силе и здоровью народом. Во время Великой Отечественной войны врачи рейха удивлялись благочестию и воле нашей молодежи. Пост – как средство закаливать волю, ограничивать себя в пище и наслаждениях.
Следует признать, что мы – рабы своего чрева, рабы собственных желаний и фантазий. Пост – это путь ко спасению, к действительной свободе. Свободе от желаний делать грех. «Как судно, залитое водой, скоро погружается и тонет, так и человек, предавшийся объедению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и летит, наконец, как живой труп; делать зло он может, а к добру способен не более мертвых» (Иоанн Златоуст).
В конечном счете пост делает человека независимым от внешних обстоятельств, способным к большим перезагрузкам и стрессам, то есть свободным от соблазнов и действий против собственной совести.

В чем главный смысл поста?

Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.
С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие – Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.
Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста.
«Уклонись от зла и сотвори благо» (1 Пет. 3, 11) – эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить на протяжении Великого поста.
К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
Увы нам, неразумным, и горе нам – лицемерным! Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Или, смиряя тело, ты не радеешь о собственной душе, медля извергнуть из сердца гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным – от зла, от страстей, от терзающего нас греха.
Вот что мы должны испытывать на своем спасительном пути. Труден этот путь, но идти им необходимо. Идти, несмотря на тяготы и огорчения, и от ближних своих, и со стороны своих греховных привычек. Станем стремиться к тому, чтобы достойно потрудиться на поприще Великого Поста. Потрудиться так, чтобы сердце плакало, чтобы слезы смывали всю скверну и грязь греховную, очищая храм души нашей для Духа Святаго, укрепляющего нас на пути спасения.
Начнем же свой труднический путь к светлому Христову Воскресению с прощения всех своих обидчиков.
Необходимо, чтобы каждый простил друг друга нелицемерно, искренне, до конца, не оставляя ни капли раздражения и досады на ближнего в потаенных уголках своего сердца. Без этого невозможно соблюдать воздержание телесное и духовное, и такой пост неугоден Богу.

Что такое покаяние?

Покаяние есть величайший дар Бога человеку – второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными, становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения.
Покаяние не есть публичное самобичевание, но тяжелый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной, нерадивой, безблагодатной жизни.
Покаяться – значит изменить образ жития, прежде всего «прийти в себя». Это значит – увидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, осознать его, возненавидеть, а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своего существа. Утратив понимание истинной духовности, мы потеряли и здравое понятие об этом благе.
Плод покаяния – исправление, перемена жизни. Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела.
Кто кается и сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, «обращаясь вспять» и попирая милосердие Божие. «Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться», – говорит св. Иоанн Златоуст.

О причащении в дни Великого Поста

Дни Великого Поста – это время спасительное, когда Божественное слово снимает с очей наших пелену греховной ночи, и мы вступаем в область света и духовного делания.
Что необходимо нам в эти великие дни? Необходимо горячее желание освободить самих себя с помощью Божественной благодати от уз греха и вступить в тесный союз с добродетелию. Необходимо совершить то, о чем вещает святой апостол Павел: отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света.
Внемлем же апостольскому гласу и с радостным сердцем вступим в дни святой Четыредесятницы. Вступим на путь борьбы со всякого рода греховными склонностями, пусть никто не робеет, пусть никто не страшится спасительного подвига. Знаем, что предстоит много труда, прежде чем мы достигнем освобождения от уз греха, но пусть это нас не устрашает. Господь с нами, Господь близ нас. С Господом будет нам легко.
Пусть каждый определит свои телесные и духовные возможности и возложит на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Постарайтесь поговеть и принять святые Тайны трижды: на первой седмице Великого Поста, на четвертой и на Страстной – в Великий Четверг.

Как приступить к духовному совершенствованию

К духовным добродетелям относятся искоренение из своего сердца раздражительности, злобы, злопамятства, осуждения и снискание великодушия и терпения, чистоты душевной.
Необходимо устремить свой духовный взор на эту сторону нашей жизни, потому что здесь мы много теряем, не упражняясь как следует в духовных добродетелях. Не искореняем в себе ни раздражительности, ни гнева, ни памятозлобия, ни осуждения, ни других духовных пороков и не приобретаем вместо них добродетели: кротость, смирение и великодушие.
Хочется, чтобы все мы уже сейчас начали постепенно упражняться в искоренении из своих сердец греховных привычек, чтобы мы начали бороться прежде всего с раздражительностью, гневом и памятозлобием.
Почему именно эти грехи так необходимо упразднить? Да потому, что эти пороки – раздражительность, гнев и злопамятство мешают приобретать высокие добродетели, мешают шествовать спасительным путем, мешают творить добро ради Бога, для ближнего своего.
Подумайте: как можно, имея в сердце раздражение, гнев или злопамятство, спокойно совершать, допустим, молитвенное правило?! Никогда в таком состоянии мы не принесем молитву чистосердечную, потому что раздражение и гнев, а тем более злопамятство обязательно осквернят в нас чистоту нашего внутреннего ока, чистоту молитвы.
Как победить эти страсти? На такой вопрос отвечают духоносные отцы, которые сами прошли сей путь и указали нам в помощь средства, употребляя которые, мы могли бы действительно научиться побеждать в себе раздражение, гнев и злопамятство. Ведь как у нас происходит в жизни? Кто-то сказал нам какое-то оскорбительное слово, и мы сразу же допускаем раздражение или, как говорит преподобный авва Дорофей, смущение, и начинаем рассуждать: зачем он мне это сказал? Видимо, хочет уязвить меня. Ну, погоди, я тебе отплачу той же монетой! Так возникает раздражение. И если мы не победим его сразу, то оно перейдет в гнев. А для того, чтобы победить раздражение, необходимо, как это делали иноки благочестивые, поклониться ближнему, который огорчил тебя, и сказать: прости меня, брат или сестра, что я вызвал в тебе такое раздражение! И тем самым угасить в себе смущение и не дать ему укорениться. Если же мы в самом начале так не поступим, тогда раздражение укоренится и перейдет в гнев, который, пылая в нас и перегорая, оставит после себя целый ворох горячих углей, готовых возгореться в любой момент, даже спустя много лет.
Так как же побеждать эти грехи? Только любовью. Как говорят святые отцы, в минуты смятения надо помолиться о человеке, обижающем нас, обратиться за помощью к Богу молитвенным воплем: «Господи, помилуй брата моего и его молитвенным предстательством помилуй и сохрани нас от козней врага!». Вот как следует поступать, тогда не укоренятся в нас ни раздражение, ни гнев, ни тем более злопамятство.
С помощью Божией надо ежедневно настраивать себя на борьбу против греха и на стяжание духовных добродетелей. Только при усилии с нашей стороны мы сможем искоренить в себе тот или иной грех или же предохранить себя от падения греховного и приобрести ту или иную добродетель.

Расписание Богослужений первой недели Великого поста Свято-Покровского храма ст. Старощербиновской

2 марта, понедельник. 17.00. Великое повечерие. Чтение покаянного канона Андрея Критского.
3 марта, вторник. 8.00. Утреня. Чтение часов. Вечернее Богослужение.
17.00. Великое повечерие. Чтение покаянного канона Андрея Критского.
4 марта, среда. 8.00. Божественная литургия Преждеосвященных Даров.
17.00. Великое повечерие. Чтение покаянного канона Андрея Критского.
5 марта, четверг. 8.00. Чтение Великопостных часов. Вечернее Богослужение. 17.00. Великое повечерие. Чтение покаянного канона Андрея Критского.
6 марта, пятница. 8.00. Божественная литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива. Чтение канона вмч. Феодору Тирону.
17.00. Вечернее Богослужение. Исповедь.
7 марта, суббота. 8.00. Божественная литургия. Причастие.
17.00. Всенощное бдение. Исповедь.
8 марта, воскресенье. 8.00. Божественная литургия Василия Великого. Исповедь. Причастие. 10.00. Молебное пение Недели Православия.

0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here