Сила искусства

156

Вдохновляет, радует, дарит нам различные эмоции и меняет нашу жизнь!

Здесь всегда царит особенная атмосфера какого-то волшебства, умиротворяющей звенящей тишины, её нарушают лишь отдалённые звуки известных произведений Чайковского, Рахманинова, Шопена, Листа, Шуберта… Наши юные корреспонденты встретились с директором детской школы искусств Ольгой Лебедевой и узнали, как это – руководить таким большим коллективом творческих людей, что значит музыка в её жизни, и как развить в ребёнке любовь к искусству.

– Ольга Евгеньевна, наш первый, традиционный вопрос: расскажите немного о себе.
– Я родилась в 1973 году в городе Владикавказе в Северной Осетии. Там я получила своё первое музыкальное образование в республиканской школе искусств, где проучилась 10 лет по специальности «скрипка».
После поступила во Владикавказское республиканское училище искусств по специальности «преподаватель теоретических дисциплин». Здесь у меня проявились задатки юного композитора. И я решила окончить Ростовскую государственную консерваторию им. Рахманинова по специальности «композиция». Но музыка музыкой, а юность взяла своё: на последнем курсе познакомилась со своим будущим мужем. И по семейным обстоятельствам не продолжила обучение в аспирантуре, переехала в Щербиновский район.
В ДШИ я работаю с 24-х лет. Сначала занимала должность преподавателя, потом методиста и с 2015-го являюсь директором учреждения. Сейчас веду теоретические дисциплины, одна из них – музыкальная литература.
Воспитываю двоих детей – Михаила и Марию. Сын окончил Ростовский университет путей сообщения по специальности «менеджмент в логистических системах». Учился и одновременно работал в крупной компании. Так получилось, что ему после «учебки» в армии предложили контракт. Замечу, он в своё время окончил нашу ДШИ, отделение декоративно-прикладного искусства по специальности «резьба по дереву», а также пел в хоре.
Дочь Мария – студентка второго курса по специальности «технолог хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий». Она также окончила детскую школу искусств по направлению «роспись по дереву», занималась в художественной школе.
Они – талантливые ребята, обладают хорошим музыкальным слухом, но выбрали свой путь.

– Почему вы решили связать свою жизнь именно с искусством?
– Моя мама рассказывала, что в отличие от других детей, чьи первые слова были мама, папа, я запела, и поэтому они решили, что в семье появился маленький музыкант. В школу искусств поступила с пяти лет и проучилась до 15-ти. Даже не стоял вопрос, кем я стану. Это сложилось изначально.

– А как вы учились в школе?
– По направленности я – гуманитарий, поэтому, что касается таких дисциплин, всегда было «отлично». Я любила нашу школу. С утра были музыкальные дисциплины, а с обеда – общеобразовательные. И всё это проходило в одном из красивейших исторических зданий Владикавказа. Эстетика обучения соответствовала. Специфика была такая, что выпускники этого образовательного учреждения затем поступали в профильные вузы. Моё детство прошло очень радужно и насыщено.

– Какие любимые предметы были?
– Сложно сказать. Каждый предмет обучения является гранью образования. Выделить конкретный не могу. Имея абсолютный музыкальный слух, предпочитала теоретические дисциплины.

-Что сегодня предлагает для детей старощербиновская ДШИ?
– У нас много направленностей и специальностей. Инструментальное отделение: народные (баян, шестиструнная гитара) и духовые (флейта, саксофон, кларнет), а также классы скрипки, фортепиано. Есть хореографическое, декоративно-прикладное, театральное направления. Планируется восстановление занятий на аккордеоне.

– Сложно ли управлять творческим коллективом?
– Давать свои знания детям, получать результат – это трудоёмкий и очень творческий процесс. У нас высококвалифицированные, опытные педагоги. Каждого ценю и берегу. Средний возврат коллектива составляет 60 лет, молодых, к сожалению, нет. Узкопрофильные специальности – это штучный товар, если можно так сказать.
– Что должно быть первично для педагога школы искусств в обучении учеников?
– Эрудированность преподавателя, умение подать учебный материал интересно, использование современных гаджетов. Мы создаём особую атмосферу, свой мир, который меняет ребёнка не только внутри, но и снаружи.

– Сегодняшние дети похожи на детей вашего времени?
– Нет. Совершенно другой взгляд на мир, приоритеты. Вовсе не значит, что это плохо, в ритме современного мира это норма. Всех сегодня заботит, чтобы меньше их занимали телефоны и компьютеры. Нас тоже, но поверьте, все наши ученики в стенах школы забывают, пусть даже на время, о своих сотовых.

– На ваш взгляд, зачем надо учить ребёнка творчеству?
– На этот вопрос можно ответить неоднозначно. Учёные говорят, что у ребёнка, обучающегося искусству, открывается больше возможностей реализовать себя как личность в подростковом и взрослом возрасте.

– Есть способ, которым можно разжечь в ребёнке творческую искру?
– Первое, что мы делаем, – проводим экскурсию для детей. Демонстрируем стенды, фотографии, рассказываем о направлениях, которые есть в нашей школе. Водим по классам, показываем музыкальные инструменты, пытаемся увидеть какой-то отклик в глазах малышей. У всех есть музыкальные способности, просто у кого-то они развиты в большей степени, у других – в меньшей.

– Что вы считаете самым важным и ценным в искусстве?
– Самое главное у любого исполнителя – максимально точно передать замысел композитора того музыкального произведения, которое он исполняет. Конечно, у тебя будет своя интерпретация, трактовка, но ты должен постараться как можно точнее передать то, что хотел автор. И не просто сыграть, а донести его до слушателя.

– А кем вы хотели стать в детстве?
– Изначально рос музыкант. И других вариантов не было.

– Если бы у вас была возможность изменить свою профессию, кем бы вы могли быть?
– Никогда не задумывалась над этим. С 24 лет работаю в ДШИ, скоро мне 51 год. Всё время здесь. Но вообще, с детства родители мне говорили, что я всё время стремлюсь всех оправдать, защитить, что из меня получился бы хороший юрист. Мой дедушка был председателем гильдии адвокатов Северного Кавказа, владел шестью языками.
Есть у меня второе дело в моей жизни – я регент храма Покрова Пресвятой Богородицы. Нахожу там внутреннее спокойствие. Храм посещаю 24 года. Это мне помогает, лечит душу, позволяет общаться с людьми в другом ракурсе, никогда не обижать, больше жалеть.

– Самый ценный совет, который вы получили в своей жизни?
– Даже не совет, а мегасовет – это заповеди человеческие, по которым должны жить все мы.

– Как вы реагируете на критику в ваш адрес?
– Как творческая личность порой очень болезненно. Но и понимаю, что это необходимо для развития. Я сама себя сильно критикую. Это даёт толчок для нового творческого роста.

– У вас есть хобби?
– Моя жизнь состоит из двух половин – ДШИ и храм. Потому времени для увлечений уже не остаётся.

– Какой жанр музыки вам нравится больше всего?
– Точнее, наверное, композитор? (поправила нас интервьюируемая). Как теоретик могу вам прочитать лекцию о жанрах, и вы поймёте, что это понятие многограннее, чем вы думаете. Так как окончила Ростовскую государственную консерваторию имени Рахманинова, безумно нравится его творчество. Его музыка – очень сложная, не все могут её исполнить. В прошлом году был юбилей этого композитора, играли только педагоги, потому что трудно для детей. Очень нравится русская музыкальная классика, молодой Скрябин. Люблю музыку с красочными гармониями, красивой мелодией, которая может задеть глубины души.

– Где предпочитаете отдыхать?
– У нас семидневная рабочая неделя, потому для отдыха практически не остаётся времени. Но отдушиной является природа. Так как выросла в Осетии, то влюблена в пейзажи этой местности. В отпуске выбираемся семьёй в горы. Осенью ездили на горячие источники в Абинский район. Прошлым летом побывали на горнолыжном курорте Цей. Это уникальное место, потрясающая природа. Катались на канатной дороге.
Особенно большие впечатления оставили выезды в школьные годы в горы. В детстве с классом всегда выбирались в походы. Садились на трамвай с учителем и ездили за город. Тут и река Терек, вокруг заснеженные вершины…

– Расскажите о своём идеальном дне.
– Это не отдых, поверьте (заулыбалась наша героиня). Идеальный день для меня, когда все учащиеся пришли на уроки, и видишь интерес в глазах воспитанников. Это идеально! Также, когда проходят мероприятия в стенах нашей школы, мы стараемся реагировать на юбилеи наших русских композиторов. Недавно провели концерт, посвящённый русскому композитору Михаилу Глинки.

– Считаете ли вы себя образцом для подражания?
– Нет, конечно. Человек – существо несовершенное, всегда стремится к идеалу. Примером можно считать выдающихся русских композиторов, которые после себя оставили яркий след.

– Если бы вы написали книгу, какое название вы бы ей дали?
– Я предпочитаю их читать.
– А что именно?
– Разные произведения. Недавно дочь сходила на Евгения Онегина, ей очень понравилась современная интерпретация, нам пришлось вновь вернуться к оригиналу. Очень хорошо, что сегодня известные произведения можно увидеть в разрезе современности.
Сейчас мои дети увлекаются корейской литературой. Харуки Мураками. Последнюю читала «Норвежский лес». Оба мои ребёнка прочитали. Мне стало интересно, чем они увлекаются. И я решила быть в теме и также изучила.
Если посмотреть мой личный кабинет одного из интернет-магазинов, то наряду с различной мелочью в архиве заказов вы увидите массу книг. Сын получает увольнительную, не бежит в пиццерию, а в книжный магазин. Периодически для меня привозит целые пакеты уже прочитанного им.

– Ваши любимые цветы?
– Женское счастье (показывает на горшок на столе в кабинете). Как большинство женщин я люблю розы, но не срезанные. Они прекраснее в своей природной ипостаси. Сейчас по станице ходишь, такая красота вокруг. Цветок – это уже праздник для женщины.

– Что обязательно должен сделать, каждый человек хотя бы один раз в жизни?
– Я думаю, совершить такой поступок, который в своих собственных глазах заставит себя уважать. Элементарно, едешь ночью по трассе, видишь сломанную машину и помогаешь водителю, если не починить, то хотя бы дотянуть на тросе в станицу. Повести себя не как меркантильное существо, а как человек.

И напоследок блиц-опрос, который уже полюбился многим нашим читателям:

– Кофе или чай?
– Кофе.
– Раннее утро для активности или поздняя ночь?
– Раннее утро.
– Весна или осень?
– Весна.
– Море или горы?
– Горы!
– Логика или интуиция?
– Интуиция.
– Попробовать и проиграть или даже не пытаться?
– Попробовать.
– Работать в тишине или под музыку?
– Тут два варианта ответа.
– Риск или стабильность?
– Риск.
– Не выспаться или не позавтракать?
– Не выспаться.
– Выбор или случайность?
– Тоже два варианта.
– Дарить подарки или получать?
– Дарить.
– Комедия или драма?
– Импонируют оба жанра. Тут под настроение и ощущение. Но отношусь положительно и к тому, и другому.

– Благодарим вас, Ольга Евгеньевна, за интересное интервью.
– Растите. Выходите замуж и приводите своих малышей в нашу детскую школу искусств.

От юнкоров:
Находиться в стенах детской школы искусства и не пройти по её кабинетам, откуда доносились приятные слуху мелодии, мы не смогли. Тем более Ольга Евгеньевна вызвалась провести нам экскурсию. Каждый проникся прекрасным, получил эстетическое удовольствие. И только для нас наша героиня вновь взяла в руки инструмент…

Яна Баранова, Карина Манжосова, Анастасия Новохатская юнкоры «ЩК», члены объединения «Проба пера» ДДТ.