Мы повзрослели на войне

626
Фото из архива Ивана Притулы.

Настоящие герои – скромные люди. Они неохотно рассказывают о себе, о боевом прошлом. Но иногда все же открывают свою душу и делятся с нами воспоминаниями. Сегодня в районе имя земляка Ивана Притулы знакомо многим, а тогда, в 80-е, он был юным и самоуверенным молодым человеком, даже не представлявшим, как сложится его жизнь.

Отучившись в школе № 3, окончил техникум пищевой промышленности в Подмосковье. Потом в ейском ДОСААФ сдал экзамены на военного водителя. И новость о призыве в армию воспринял с радостью. Перемены в жизни – к лучшему, считал он. Вот с таким боевым настроем в 1981 году отправился на срочную службу.
– Сначала попал в Грозный, прошел учебу в автобате, получил звание младшего сержанта, – рассказывает Иван Викторович. – Направили в военную часть Новочеркасска (помню мой первый грузовик «Урал»), служил командиром отделения. А оттуда – в Афганистан. Представления об этой стране не было. Уже там понял, что русских здесь не любят, что климат жаркий, как в пустыне, и условия службы, мягко говоря, сложные.
Все наслышаны, что это была за война. Я видел ее реальное «зверское» лицо. Никогда не забуду первый обстрел, под который попала моя колонна. Я был заместителем командира автомобильного взвода, вся ответственность за подчиненных лежала на мне. И когда начался шквальный огонь, полетели пули по машинам, честно говоря, было страшно. Слава богу, что тогда все остались живы, но таких ситуаций за два года службы случалось много. Что значит для противника вывести колонну из строя – у советских солдат не будет провианта, горючего, боеприпасов. Поэтому «духи» устраивали засады в ущельях и всячески старались уничтожить нас. Но мы отработали определенную тактику поведения по ходу движения машин. При обстреле маневрировали, регулируя педаль газа-тормоза, чтобы пули не успевали попадать в цель, – вспоминает «афганец». – Остановок в пути не было, только на охраняемой советскими войсками территории. Если нужно было кому-то завезти груз, просто сбавляли скорость и выбрасывали поклажу на ходу. Ночью передвигались практически без света, иначе становились мишенью для душманов. После многодневных переездов отдыхали только на наших военных базах.
Дисциплина в армии строгая, все – по расписанию. Но было и свободное время. Многие, как и я, писали весточки родным. Хотелось ощутить тепло домашнего очага, уюта, пройтись по улицам родной станицы, обнять любимую девушку, – говорит Притула.
Именно ей, Татьяне, будущей жене, Иван Викторович отправлял по три письма в неделю. Она писала реже, но молодой боец не обижался, ведь вдалеке от Родины, в военной обстановке все видится иначе. И любой привет из дома – как бальзам на душу. Хотя парню было от чего переживать, родные невесты не приветствовали их общение.
От природы импульсивный, Иван вернулся из Афганистана другим человеком, так он сам говорит: «И не ожидал от себя, что могу быть таким серьезным, ответственным и рассудительным. Мир для меня перевернулся».
В 1983 году Иван и Татьяна поженились. Позже, после десятка прожитых ими вместе лет, родители жены души в зяте не чаяли.
Спустя время, воин-«афганец», награжденный медалью «За отвагу», помнит два года службы по минутам. Запахи, лица, голоса еще иногда будоражат сознание, навевают воспоминания. Сильный физически, духом, патриот своей Отчизны, Иван Притула в этом ключе воспитывает сыновей Ивана и Александра, внучку Дашеньку. Трепетно относится он к своему детищу – боксерскому клубу по месту жительства «Левша», гордится успехами воспитанников и верит, что они станут достойными защитниками Отечества.