3000 гектаров и четыре с половиной механизатора

891

На прошлой неделе мы побывали в гостях у фермерской династии Никитиных из станицы Старощербиновской.

Их двое: отец и сын. Михаил Степанович, основоположник КФХ, человек крепкий, абсолютный лидер, имеющий по каждому вопросу свою точку зрения, во многом – категоричный. Коллеги его уважают, всегда на общих встречах отмечают что с Никитиным бывает непросто – на компромиссы прямолинейный земледелец идти не любит, в авторитетах и советах не нуждается, а, с другой стороны, легко – от него не жди подлости, злобы, ежечасной смены мнений. Он если сказал – то сказал, и с ним не поспоришь.
Еще в советские времена он работал в колхозе имени Фрунзе, затем решил стать фермером. История развития этого хозяйства схожа с сотнями, или даже тысячами историй других людей, не только нашего района, в начале девяностых оставшихся без надежной работы и стабильного дохода. Да о какой стабильности можно было говорить в то время? Каждый выживал, как мог.
Если оглянуться назад да вспомнить, как с нуля поднимал он свое КФХ, то много что можно рассказать. За четверть века было всякое – и на совковом ЗИЛе по делам мотался, все не решаясь выдернуть из оборотных средств себе на «нормальную» машину, и эксперименты затевал разные: сеял свеклу, использовал на своих полях иностранные агрегаты, тесно взаимодействовал с растениеводческими институтами, расширял свои земли, давал работу односельчанам. Хвастаться не любит; просто делает на совесть, –чтобы не только детям, еще и внукам досталось. Еще одна важная черта – смелость. Никогда не боится трудностей и верит в свои силы. Этому научил и сына Вячеслава, и агронома хозяйства Виталия Рипка, который с ними в команде не один год.
День, на который была назначена встреча с молодым фермером, был солнечным, но нежарким. После кратковременных дождей работы в полях были приостановлены, поэтому руководителя застали на базе. Пока разговариваем, отмечаю твердость характера и живой ум собеседника. Ему города и задаром не надо – вся его природа корнями уходит в сельский склад и быт. Со школьных лет крестьянскую науку он учил не по учебникам, оттого и знает тонкости.
– Я всегда был с отцом, – улыбается Вячеслав. – Нисколько не жалею, что выбрал фермерство. Начинал с трактора, потом пересел на комбайн, провел не одну жатву. В настоящее время обрабатываем около 3000 гектаров земли. На официальной занятости, как я говорю, у нас четыре с половиной механизатора. Почему с половиной? Потому что на одного в уборочную страду возложена еще пара обязанностей. Сегодня хоть и хозяин своего КФХ, все равно советуюсь с отцом. Он у нас голова, ну а я– правая рука.
Никитины известны особенно тем, что постоянно экспериментируют, улучшая земледелие и развивая свои крестьянско-фермерские хозяйства.
– Да, это наша особенность, – говорит мужчина. Мы одни из первых стали использовать для хранения зерна так называемые «аргентинские» мешки. В свое время они нас очень выручили. Это трехслойные полимерные «пакеты», длиной 60-75 м и вместимостью 65-300 тонн. Зерном их наполняет специальная машина – бэггер. Затем они герметично упаковываются, за счет чего внутри создается вакуум (материал не пропускает кислород, влагу, солнечный свет), и все насекомые, грибки и бактерии уничтожаются. В рукавах можно хранить и сухую, и влажную пшеницу, а также ячмень, кукурузу, горох, сою, подсолнечник, рапс и силос. Сейчас, конечно, когда у нас есть навесы, надобность в них отпала. Но вещь, скажу, уникальная.
Одними из первых стали изучать «нулевую» технологию обработки почвы. Это когда грунт укрывается мульчей (измельченными остатками растительных культур). На практике мы поняли, что применение «No-Till» (в переводе с английского языка означает «не пахать») позволяет существенно снизить затраты на сельскохозяйственные работы, поскольку снижаются трудозатраты, и экономится значительная часть дорогостоящих ресурсов. Вкратце расскажу об этом.
Так вот, механическая вспашка чаще всего приводит к эрозии почвы, тогда как «нулевая» позволяет эту проблему устранить, поскольку предполагает щадящую обработку земли (целостная, не нарушенная структура грунта является краеугольным камнем и наиболее важным компонентом данной технологии). Все органические остатки измельчаются до определенного размера и в виде мульчи равномерно распределяются по полю, поэтому главным требованием при обработке земли таким способом является ее ровная поверхность. Разбросанная довольно толстым слоем мульча создает на полях мощное защитное покрытие, сохраняя и восстанавливая верхний пласт плодородного грунта, который позволяет сберегать влагу. Мульча также превосходно защищает почву от ветровой эрозии, содействует образованию активной микрофлоры с обилием микро- и макроэлементов, которые обеспечивают высокую урожайность культур. Кроме того, поскольку все пожнивные отходы остаются на поверхности, в почве увеличивается количество гумуса, растет уровень фосфора, восстанавливается плодородие земли, а благодаря тому, что затраты на топливо при использовании системы нулевой обработки значительно снижаются, то соответственно сокращается и количество выбросов углекислого газа в атмосферу. При этом происходит явная экономия ресурсов, поскольку снижаются амортизационные затраты, что, безусловно, положительно влияет на прибыльность. В общем я могу говорить об этом бесконечно. Наши коллеги сначала не воспринимали подобную технологию серьезно, так же, когда мы начали сеять озимую пшеницу РУМом. Но теперь многие из них приезжают, смотрят, консультируются. У нас есть поле, где мы работаем по этой системе пять лет. Там земля совсем другая, рыхлая и плодородная. Об этом говорят исследования, которые мы регулярно делаем на определение гумуса.
В этом году молодой фермер попробовал новое для хозяйства направление – овощеводство. Решение долго обдумывалось, взвешивались все «за» и «против». Но вместе с отцом они привыкли к экспериментам,которые помогают расширить бизнес, сопутствуют его развитию. В принципе, не новичок на агрорынке, младший Никитин рассудил, что выращивание овощей имеет определенные горизонты.
Пока это было пробно – всего полгектара, но выводы сделаны. В перспективных планах много задумок, одна из которых – мясное скотоводство.