О государственной социальной помощи

1417

Федеральным законом от 01.04.2019г. № 49-ФЗ внесены изменения  в статью 121 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Данный федеральный закон  разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.

Устанавливаемая и выплачиваемая в соответствии со статьей 121 Федерального закона “О государственной социальной помощи” социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера  в субъекте Российской Федерации является одной из мер социальной помощи такой незащищенной категории граждан, как неработающие пенсионеры.

Одним из механизмов борьбы с бедностью указанной категории граждан является планомерное повышение уровня жизни путем проведения ежегодных индексаций (корректировки) размеров страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее – пенсии) и ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ) отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

Суммы пенсии и ЕДВ включаются в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера при определении размера социальной доплаты к пенсии и индексация (корректировка) их размеров не должна уменьшать размер социальной доплаты к пенсии.

В этой связи из подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера в целях осуществления социальной доплаты к пенсии  исключаются суммы текущей индексации (корректировки) пенсии и ЕДВ, выплачивая их сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Суммы указанных индексаций будут учитываться при пересмотре размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением прожиточного минимума пенсионера в следующем году. Вместе с тем в следующем году сверх прожиточного минимума пенсионера также будут выплачиваться суммы текущих индексаций.

Таким образом, получателям социальной доплаты к пенсии всегда будет обеспечиваться выплата сумм индексаций сверх установленного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума пенсионера. При этом сверх ПМП будут выплачиваться суммы индексаций только текущего года.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ действие положений статьи 12.1  Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

В практическом плане это означает, что к числу лиц, которым может производиться выплата сумм индексации (корректировки) пенсии и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) сверх величины прожиточного минимума пенсионера  с применением нового механизма расчета социальной доплаты к пенсии с 1 января 2019 года, будут относиться пенсионеры, фактически являвшиеся получателями социальной доплаты к пенсии до проведения индексации пенсии текущего года (получатели социальной доплаты к пенсии, установленных к страховым пенсиям по состоянию на 31 декабря 2018 года; получатели социальной доплаты к пенсии, установленных к социальным пенсиям по состоянию на 31 марта 2019 года), либо пенсионеры, выплата социальной доплаты к пенсии которым была приостановлена до указанных дат по различным основаниям, в том числе в связи с тем, что общая сумма материального обеспечения  пенсионера, рассчитанная с учетом индексации пенсии текущего года, превысила величину прожиточного минимума пенсионера, установленную в субъекте Российской Федерации на 2019 год (в Краснодарском крае на 2019г. прожиточный минимум пенсионера установлен в сумме 8657 рублей).

Кроме того, с учетом пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ причитающиеся с 1 января 2019 г. суммы социальной доплаты к пенсии сверх величины прожиточного минимума пенсионера должны быть выплачены также гражданам, выплата социальной доплаты к пенсии которым приостановлена в период с января по 30 апреля текущего года.

Частью 8.1 Федерального закона от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ установлено, что размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат. Следовательно, к пенсионерам, которым страховая пенсия и социальная доплата к ней или социальная пенсия и социальная доплата к ней устанавливаются впервые начиная соответственно с 1 января и с 1 апреля 2019 года, новый механизм расчета социальной доплаты применяться не должен.

Пример:

Основания для пересмотра размеров социальной доплаты к пенсии определены частью 8 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ.

Согласно указанной норме в новой редакции размер социальной доплаты к пенсии, в частности, пересматривается:

– при изменении величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера, в том числе в связи с изменением пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

– при изменении размеров пенсий, ЕДВ в иных случаях, не связанных с их индексацией (корректировкой), например, таких как перевод с одной пенсии на другую (назначение пенсии другого вида), возобновление выплаты ранее установленной социальной доплаты к пенсии.

В этих случаях право граждан на получение сумм индексации пенсии и ЕДВ сверх величины прожиточного минимума пенсионера сохраняется, но их размер пересматривается с учетом новых обстоятельств.

Суммы социальной доплаты к пенсии сверх величины прожиточного минимума пенсионера, причитавшиеся пенсионеру и неполученные им в связи со смертью,  будут выплачиваться при обращении за ними.