Дорога в мирную жизнь

208

Когда мы слышим фразу «Своих не бросаем», ставшую своеобразным девизом каждого истинного россиянина, понимаем, что за этими словами скрываются истории людей. Невероятные, трогательные, пронзительные, пробирающие до мурашек и всегда искренние и настоящие. Так было и сейчас.

Солнечный ноябрь 2022-го. Небольшой городок в Херсонской области. Жителям предлагают эвакуироваться на безопасные территории. По радио твердят: «Выезжайте, выезжайте». Сообщениям вторят и телефонные оповещения: «Выезжайте». Решение оставить свои дома давалось не всем и далеко непросто. За Сергея и Ирину, пенсионеров, всю жизнь проживших в Алёшках, устроивших там свой быт, родивших и воспитавших четверых детей, выбор сделала младшая дочь Наталья. Она (ныне сотрудник военной администрации), здраво оценивая ситуацию и возможные риски, наспех собрала в чемодан вещи Анечки (своей дочки-школьницы), а родителям сказала: «Вы что же, внучку одну отпустите?». Так, похватав документы и какое-то белье, Ирина и Сергей с двумя походными сумками отправились вместе с Аней автобусом в Крым. Подальше от грохочущих орудий и постоянных украинских обстрелов.

– Мы оставили всё, – говорит Сергей. – Дом, который сами строили, поженившись, мебель, хозяйство… Надеялись, что скоро вернёмся. Новостные сюжеты из Херсона один за другим отсылали к новой реальности. Возвращаться, скорее всего, будет некуда. – Сергей перевёл дух и продолжил. – Жизнь с нуля, но зато в безопасности. Если переезжать, то куда? Только на Кубань. Тут, в Краснодаре и в Щербиновке, есть родственники: всё ж не сами… Узнали о возможности получить сертификат на жильё. Решили попробовать. Терять всё равно уже нечего. Спасибо и правительству страны за такую поддержку, и региональным властям: сертификат оформили очень быстро.
Приехал в станицу, остановился у двоюродного брата и принялся подыскивать домик. Нужен был недорогой да ещё и с мебелью: у нас-то с собой – ничего! Очень помог Алексей Титаренко. В кратчайшие сроки нашёл подходящий вариант. Я забрал из Крыма жену и внучку, стали обустраиваться. Как в молодости: снова с чистого листа… Правда, силы не те…

А в Алёшках всё было: и холодильник, и телевизор, в инкубаторе птицу выращивали, в теплицах – овощи. Вот бы съездить, вдруг что уцелело! Эту мысль как-то обронил в разговоре с соседями; они подхватили и посоветовали обратиться в казачье общество. Мол, они частенько бывают в Запорожье и Херсоне с гуманитарной миссией.
На следующий же день отправился в РКО. Казаки меня встретили, как родного! Выслушали, пообещали что-нибудь придумать, а спустя неделю позвонил Дмитрий Мамченко: «Собирайся, Геннадьевич, на родину к тебе поедем!». – После этой фразы глаза Сергея наполнились слезами. – Прости, Александровна, – продолжил мой собеседник, – тяжело и больно вспоминать. В общем, поутру, загрузив старенькую газельку коробками с продуктами и всем необходимым, выдвинулись в путь. Заехали к знаменитому Сан Санычу (теперь и я его знаю и горжусь таким земляком – Врачом и Человеком с больших букв), к братьям-казакам – служивым танковой дивизии и пехоты (мужики – настоящие патриоты!), а потом – ко мне. Дорогой попали под обстрел ВСУшников, но слава Богу, все обошлось. Быстро погрузили пожитки… Кошку Мурочку даже забрал! Представляешь, Александровна, как знала, что вернусь за ней, выжила…

Через время Сергей опять отправится по знакомому маршруту с казаками. Они навестят наших ребят на передовой, передадут им весточки от близких, посылки, рисунки и письма школьников с пожеланиями скорейшей победы. Заедут и в Алёшки. Вот только дом перед героем публикации предстанет уже в полуразрушенном виде.
– Наверное, мне надо было это увидеть, – глотая подступивший к горлу комок, говорит Сергей, – чтобы перестать мечтать о прошлом. Его не вернёшь. Ничего не вернёшь!
Геннадьевич в этот раз возьмёт кое-какой хозинвентарь, вещи, и поспешит назад.
– Знаешь, Александровна, в моём возрасте сложно что-то менять, – признаётся Сергей Геннадьевич, – но так уж пришлось. Мы с женой безмерно благодарны всем, кто помог преодолеть страх неизвестности и обрести новый дом, казакам Дмитрию Мамченко, Сергею Мамченко, Александру Квасову, Дмитрию Мамонтову. Низкий им поклон! Спасибо от всей души! Они рисковали собой ради нас, по сути, чужих людей, возвращая нам веру в то, что всё будет хорошо.

Новейшая история этой семейной пары похожа на тысячи тех, кто был вынужден оставить свои дома, опасаясь националистов. Начиналась так уж точно одинаково: экстренная эвакуация, пара сумок, автобус, дорога… Для Сергея, Ирины и их внучки Аннушки, надеемся, в долгую, счастливую и, самое главное, мирную жизнь.