На рыночных принципах, с учетом внутренних реалий

725

В недавнем совещании по ситуации на рынке зерна в условиях засухи, которое провел в Таганроге президент России Д. Медведев, принял участие и наш земляк, председатель СПК «Знамя Ленина» Ю. Хараман. Мы попросили Юрия Гавриловича поделиться своими впечатлениями от состоявшегося обсуждения.
– В числе участников совещания были представители как тех регионов, которые наиболее пострадали от засухи, так и тех, где был получен хороший урожай: Воронежской, Волгоградской, Белгородской и некоторых других областей с одной стороны, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области – с другой.
Тема обсуждения – рынок зерна в нынешних условиях предопределила и ход дискуссии. Условно говоря, нужно было учесть интересы тех, кто в полном соответствии с законами рыночной экономики стремится продать зерно подороже, и тех, кто, попав по объективным причинам в сложное положение, надеется купить его подешевле.
Высказывались разные точки зрения, дискуссия была живой и непринужденной, каждый получил возможность выразить свою позицию. Мнение многих участников обсуждения, которое разделяю и я, было таким: в этой непростой ситуации регулятором зернового рынка должно выступить государство в лице его правительственных структур. На юге нынче много зерна, в центральной зоне, где развито молочное и мясное животноводство, – его дефицит. Как одно из возможных решений, могущих снивелировать такое положение на внутреннем рынке, рассматривалось предложение о выстраивании долгосрочных межрегиональных связей. Правительство сделало верный шаг, введя временный запрет на экспорт зерна, и участники совещания поддержали его. Но логичным было бы сделать и другие шаги – по установлению справедливой цены на зерно для тех сельхозпроизводителей, которые вложили в получение урожая немалые силы, финансовые средства, труд людей. Не наша вина, что стихия обошла юг России стороной, и здесь получены хорошие урожаи. Это благо, которым нужно с умом распорядиться. Сегодня же можно услышать и такое: если просишь нормальную цену за зерно, это называют спекуляцией. Но это не перепродажа, это реализация результата упорного труда, вложенных сил и средств. Что я подразумеваю под справедливой ценой? Она должна быть не ниже той, что сложилась на момент запрета на вывоз зерна на внешние рынки.
Полученная таким образом прибыль будет идти на обновление парка техники, внедрение современных агротехнологий и, в конечном счете, даст еще более весомый результат, причем, не в далеком будущем, а буквально завтра – урожаем будущего года. Именно таким образом намерены распорядиться полученной прибылью крупные сельхозпредприятия, агрохолдинги нашего и других южных регионов. Это ли не инвестиции в модернизацию экономического потенциала страны? Тем более мы знаем, как напряженно складывается мировой рынок продовольствия, какие его объемы становятся востребованы год от года при быстро растущем населении Земли. При выработке конкретных решений стоит учесть и то, что последние несколько лет цена на зерно была неблагоприятной для модернизации сельскохозяйственного производства.
Если в правительстве учтут наши позиции, примут взвешенные решения, то они помогут сбалансировать и зерновой рынок, и рынок продовольствия в стране. Если же в их основу будут положены нерыночные принципы, то можно получить сиюминутный эффект и негативные последствия для развития сельскохозяйственного производства в перспективе. Надеюсь, что возобладает здравый экономический смысл.