В будущее – с оптимизмом

619

Что сегодня происходит на рынке зерна? Удалось ли аграриям реализовать произведенную сельскохозяйственную продукцию по достойным ценам? На первом съезде Национального союза производителей зерна в Москве еще 23 марта обсуждались вопросы развития отрасли путем увеличения экспортных поставок зерна и внутреннего потребления этого продукта, а также вопросы поддержки сельхозтоваропроизводителей в связи с весенней посевной кампанией.
На нем актуальные проблемы зернопроизводства вместе с руководителями крупнейших российских аграрных компаний обсуждали первый заместитель председателя Правительства России Виктор Зубков, министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Участники съезда говорили о необходимости поддержки селекционной работы в зернопроизводстве, в первую очередь – об увеличении сбыта зерна, развитии логистики, создании необходимого промышленного лобби и активном взаимодействии с другими национальными союзами: производителей молока, заводчиков мясной породы скота, птицесоюзом – по вопросам увеличения сбыта зерна на внутреннем рынке.
До 1 апреля Минсельхоз РФ должен был собрать данные об остатках зерна прошлого урожая на элеваторах в регионах, чтобы разработать и предпринять меры по его реализации. К примеру, министр сельского хозяйства Челябинской области И. Феклин заявил, что только южноуральские сельхозтоваропроизводители готовы были предложить на рынок более 100 тысяч тонн зерна, несмотря на прошлогоднюю засуху. В государственный интервенционный фонд они реализовали в этом году 25 тысяч тонн зерна.
Но пока это все разговоры. Как обычно бывает у нас, «поговорили и забыли». Никакого облегчения от таких разговоров наши земледельцы не испытывают. Даже наоборот, в связи с различными обещаниями о скупке зерна по нормальным ценам, с условиями хранения его на элеваторах несут убытки.
Именно с такой проблемой столкнулись четыре крестьянско-фермерских хозяйства: «Колос-1» – руководитель А.Д. Тимошенко, «Надежда-2» – С.В. Лукьяненко, «Роман» – А.В. Малышевский и «Терещенко» – А.Ф. Терещенко. Да и не только они, но еще и многие другие земледельцы.
Министр сельского хозяйств Елена Скрынник обещала, что государство купит пшеницу четвертого класса по цене 4 рубля 90 копеек, третьего класса – 5 рублей 50 копеек. В апреле цены утвердили. Но на обещаниях дело и закончилось. Вышеперечисленные КФХ отвезли порядка 650 тонн пшеницы для хранения на элеватор (как того требовали правила). В конечном итоге пшеница была продана по 3 рубля 37 копеек. А можно было реализовать ее по 4 рубля 05 копеек. В результате каждый потерял более 100 тысяч рублей дохода. А это, согласитесь, немало.
Но, несмотря на все неурядицы подобного плана, фермеры настроены оптимистически. Бизнес этих четырех хозяйств является семейным делом, поэтому трудиться надо, несмотря ни на что. Уже долгое время они работают объединившись. Вместе обрабатывают свою землю, тем самым достигая хороших показателей.
Озимые колосовые в этом году занимают: пшеница – 255 га, ячмень – 25 га общей площади. Подкормка и уходные работы здесь были проведены вовремя. Помимо этого посеяно 30 гектаров ярового ячменя. Впереди сев пропашно-технических культур. Немного подсолнечника и в пределах 200 гектаров кукурузы. Эту культуру фермеры начали сеять одними из первых, и из севооборота она не выходит. В этом году особые надежды на ее урожай. В прошлом году из-за того, что не было ни одного дождя, получили всего по 20 центнеров с гектара. Сегодня содержание влаги в почве достаточное, поэтому хочется верить и в получение хорошего урожая.
С удобрениями здесь проблем нет, потому что приобретаются они еще с нового года. Продали пшеницу, и пока деньги еще есть, сразу на год закупаются дизтопливо, удобрения на сев пропашных культур и селитра на подкормку. И удобрения все есть, и сэкономить удается. Тогда удобрение стоило 5 рублей 60 копеек, сейчас 8 рублей 60 копеек.
Приобретена в этом году новая техника: трактор «Беларус 2022.3», дискатор 4,2 метра (на снимке).
Овощеводством или чем-то другим фермеры этого объединения заниматься не планируют. Пока к этому не готовы.
– Нужно иметь специальную технику: сеялки, культиваторы и так далее, – говорит Анатолий Дмитриевич. – Это очень дорого. Был бы построен здесь сахарный завод, как обещали, можно было бы заняться сахарной свеклой. А так для нас это невыгодно.
Вот так живут сегодня фермеры. С каждым сезоном все сложнее выживать. Но главное, они не теряют оптимизма. Жить и трудиться на родной земле надо, вот и стараются земледельцы уменьшить затратную часть, насколько это возможно. Особо настораживает то, что выращивать пшеницу с каждым годом становится все невыгоднее. Большие затраты на удобрения, средства защиты, а достойной закупочной цены нет.
В глубине души каждый верит, что земледелие может быть прибыльным и в существующих условиях. Да, есть свои трудности, с этим не поспоришь, нет постоянства в ценовой политике, помимо этого прибавились еще и негативные последствия глобального экономического кризиса. И все же хлеборобы прилагают максимум усилий, чтобы получить достойный урожай, ибо от этого зависит не только их благополучие, но и общее экономическое развитие нашего района.