Человек из чрезвычайного ведомства

379

Профессия спасателя требует от людей решительности, выдержки, большого самообладания и отличной физической подготовки. Они постоянно в своей работе встречаются с человеческим горем и различного рода опасными ситуациями, которые им необходимо преодолевать, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. О специфике деятельности и не только поговорили наши юные корреспонденты с начальником щербиновского аварийно-спасательного формирования «Служба спасения» Алексеем
Гарнышевым.

– Алексей Валерьевич, предлагаем по традиции начать с рассказа о себе.
– Я родился в Старощербиновской 27 ноября 1984 года. Учился в третьей школе, в 2002-м окончил её. Очень благодарен своим педагогам Игорю Петровичу (учитель ОБЖ) и Татьяне Алексеевне (учитель истории) Васьковым.

После общеобразовательной школы поступил в Ейский техникум механизации сельского хозяйства. Затем, в 2005 году, устроился на работу механиком в СПК «Знамя Ленина». В это же время поступил в Зернограде в Азово-Черноморский аграрно-инженерный институт. Получил высшее образование. В 2011 году устроился водителем в центр «Гармония», где трудился до 2017-го. После предложили должность заместителя начальника формирования спасателей. Через время стал руководителем этого учреждения.
Женат, двое сыновей. Старший учится на втором курсе в вузе, младший – во втором классе СОШ № 2.

– Что повлияло на выбор профессии?
– Были случаи, когда приходилось спасать людей. Эти происшествия каким-то образом повлияли на выбор профессии сегодня

.– Как к вашей профессии относятся близкие? Ведь она связана с риском для жизни?
– Гордятся и поддерживают, относятся с пониманием. При этом переживают за ночные выезды.

– Что для вас было самым сложным, когда вы только начинали работать спасателем?
– Когда был заместителем, самыми сложными казались документооборот, специфика оборудования и техники. Сегодня сам провожу аварийно-спасительные работы.

– А кто в принципе может стать спасателем? Где этому учат?
– Женщины не могут – у нас четвёртый класс опасности. Только мужчины с 18 лет, образованием от среднетехнического до высшего и 100-процентным здоровьем. Если критерии соблюдены, то добро пожаловать. Также потребуется пройти курсы, сдать нормативы по физкультуре.

Сегодня у нас в штате – 15 спасателей, заместитель и начальник. Все аттестованы на спасательную деятельность. Коллектив обновился, много молодёжи.

– Проходят ли психологическую подготовку спасатели?
– Да, конечно. Мы перед каждой аттестацией проводим психологическую подготовку. Мы живём по распорядку, дисциплины разные, мы также пишем конспекты, в том числе и по психологии. Бывают очень страшные ситуации. Раз увидишь, а потом всё время перед глазами, не можешь забыть. Сейчас нередко приходят к нам работать, видят специфику, сталкиваются с опасными ситуациями, уходят.

– Кто он – идеальный спасатель?
– Мужчина, физически крепкий, образованный, вежливый, опрятный, хорошо воспитан, психологически и морально устойчив.
Идеальный сотрудник должен досконально знать своё дело. В нашей профессии ошибки дорого обходятся. Помимо того, что можешь не спасти человека, можешь ещё и погубить себя, а командир – своих подчиненных. Сотрудники должны работать по учебникам и боевым уставам, а также учиться, учиться и ещё раз учиться нашему тяжелому делу.

– Каков алгоритм действия, если нужна ваша помощь?
– Следует позвонить на «112». Время реагирования пять минут, по Старощербиновской – 12 минут, в других населённых пунктах чуть дольше. Всё регламентировано, стараемся придерживаться, если требуется. Включаем маячки и сигналы, чтобы быстрее прибыть на место происшествия.

– А начальником вас за подвиги назначили?
– Нет. Был, наверное, хорошим заместителем. И когда бывший руководитель уволился, рекомендовал меня.

– Вы гордитесь своей профессией?
– Да. Конечно, горжусь.

– Хотели бы вы, чтобы ваши дети выбрали эту же профессию?
– Хочу, чтобы мой младший сын пошёл по моим стопам. Сегодня, несмотря на возраст, ему 8 лет, просится ко мне на работу, наблюдает, как спасатели выезжают на ЧП.

– А старший?
– Старший учится в ростовском ДГТУ, выбрал немного другую специальность, по маминым стопам пошёл.

– Как известно, в разных уголках России у спасателей своя специфика работы. Какая она у нас?
– Поисково-спасательные работы – особенность нашего района. Встречаются бытовые, аварийные выезды.

– Какие успехи у щербиновских спасателей?
– Имеется благодарность от главы Щербиновского района, различные почётные грамоты.

– Как вы относитесь к мнению, что кроме как спасением котов спасатели ничем не занимаются?
– Это неправильное мнение. Разные ситуации бывают, не могу вам рассказывать всё. Хватит одного лишь выезда на ДТП с тяжёлыми последствиями, потом долго забыть не можешь. Даже если это коты или собаки, представьте, каково наблюдать, слышать мучающееся животное, которое застряло в трубе, на дереве…

– Как устроен день спасателя?
– Вообще спасатели живут по распорядку. Утром заступают на смену, проходят медосмотр. Затем у них проходят лекции продолжительностью четыре часа, которые они должны конспектировать, после чего наступает время обеда, далее психологическая разгрузка, уборка территории, обслуживание оборудования. Именно так проходит день, если нет вызовов, а если они имеются, то всё расписание сдвигается.

– Кадровый дефицит есть?
– Конечно, есть. В разных подразделениях этот вопрос с разной степенью актуален: где-то больше, где-то меньше. Мы над этим постоянно работаем. Один человек мобилизован на СВО. И ещё вакантны две единицы. Есть у нас сейчас нехватка спасателей, но мы уже нашли кандидатов, которые сдали физподготовку и после нового года заступят на службу.

– Скажите, пожалуйста, какое оборудование имеется у Щербиновского формирования спасателей?
– Гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ), применяется для извлечения пострадавших при выполнении аварийно-спасательных работ. Также используется для поднятия тяжёлых объектов. Я вам чуть позже покажу, как он выглядит. Имеются плавсредства, электрогенераторы, тепловые пушки, мотопомпа для откачки воды и другие профессиональные инструменты. Оборудование специализированное и очень дорогое.

– Вы довольны техническим оснащением?
– Да, доволен. По мере возможности приобретаем всё необходимое. В следующем году планируем доукомплектовать наше подразделение.

– Как прошёл этот год?
– Достаточно спокойно. ЧС в районе не было. Всего на 10-е декабря 2023 года было 226 выездов. Из них природных – 13, на водных объектах – 1, техногенных – 41, прочие бытовые – 165. Пострадавших 9 человек, спасено – 8.

– Часто после ЧП говорят, мол, от судьбы не уйдешь… Вы тоже так считаете?
– Наверное, да. Но чаще всё происходит (особенно ДТП) из-за чрезмерной самоуверенности или по глупости.

– Есть ли правило очередности спасения? Кого спасают первым?
– Конечно. В первую очередь – живого человека. Нужно действовать по обстановке, ситуации. Нам, слава Богу, не приходилось выбирать.

– У спасателей бывают периоды затишья? Когда в районе всё спокойно?
– Сейчас поменьше. Летом было больше: выезжали на возгорания, ДТП, дежурили на пляже.

– А экстремалов стало больше? Многие же ведут каналы в соцсетях, снимают ролики…
– В основном это сёрфингисты (отчаянный народ!). Вот случай, буквально этим летом. Было штормовое, но любители водных развлечений не отреагировали, они застряли на косе. Прибывшая вода размыла берег, машины не могли выехать, люди попали в ловушку. Отреагировали оперативно, помогли выбраться.

– Спасатели имеют право подниматься в квартиру, если там никого нет, но соседи или врачи забили тревогу?
– Нет, только с участковым. Следует составить акт обследования. Бывает, звонят соседи. Ребёнок плачет, один в доме, дверь закрыта. Это угроза жизни, здесь без разговоров, незамедлительно принимаем решение.

– Где спасатели разрешают купаться в Щербиновском районе в летний период?
– Только в специально отведенных местах. В Глафировке на пляже можно. В остальных местах: речка, пруды – не следует!

– Все, кто так или иначе сталкиваются со спасением людей, испытывают страх и серьёзный стресс. У вас так?
– Да. У каждого человека разное восприятие. Волнуемся, мы же тоже люди. На каждом вызове возникают тревожные чувства. От наших действий многое зависит. А самое главное – жизнь человека.

– Есть ли срок «износа» человека, работающего в таком интенсивном режиме?
– Конечно, потому, как я и говорил ранее, спасатель должен быть здоровым и молодым. У нас, к сожалению, нет выслуги, не относимся к категории, которые раньше уходят на пенсию. Хотя так же сталкиваемся с опасностями и трудностями в профессии.

– Алексей Валерьевич, если отвлечься от работы, что бы вы взяли с собой на необитаемый остров?
– «Тревожный чемоданчик». Это сумка с самым необходимым на несколько дней. В нём есть сухой паёк, вода, компас, фонарик, предметы личной гигиены, ручка, спички… Так что на первое время будет достаточно. Такие укладки есть и у нас на вооружении, в случае, если экстренно придётся выезжать на ЧС. Ну а какого ответа вы ждали от человека из чрезвычайного ведомства? (улыбается Гарнышев).

– Есть ли у вас хобби?
– Рыбалка – моё увлечение. Но выбраться удаётся очень редко.
– Как относитесь к животным?
– Хорошо, у меня есть любимая кошка, озорная Муся. Спит с нами, живёт в доме, она уже, как член семьи.
– Что бы вы сказали себе маленькому?
– Впитывай знания, всё пригодится в жизни. Не мотай нервы родителям, они хотят, как лучше.

И напоследок блиц-опрос, который уже полюбился многим нашим читателям:

– Открытость и готовность рассказать о себе или стеснительность?
– Стеснительность.
– Ранее утро для активности или поздняя ночь?
– Ранее утро. Жаворонок.
– Самодисциплина или свобода действий?
– Самодисциплина.
– Логика или интуиция?
– Логика.
– Идеальный отдых должен быть пассивным или активным?
– Активным, но, чтобы отдохнуть.
– Зима или лето?
– Зима, лето… без разницы.
– Один раз увидеть или сто раз услышать?
– Раз увидеть.
– Комедия или драма?
– Комедия
– Чай или кофе?
– Чай, кофе не пью.
– Море или горы?
– Горы и море.

– Благодарим вас, Алексей Валерьевич, за интересную беседу…
– Забыл совсем сказать, 27 декабря – наш профессиональный праздник, вы удачно зашли.
– С наступающим. Мы не специально (отшучиваются юнкоры).

От юнкоров:
После нашего интервью Алексей Валерьевич, как и обещал, провёл экскурсию, показал уникальные технические возможности формирования. Нам удалось увидеть «знаменитую» тренировочную машину, на ней спасатели обучаются, как извлекать пострадавших после тяжёлого ДТП. Убедились, что работа людей из чрезвычайного ведомства непроста, непредсказуема и опасна.
В преддверии профессионального праздника поздравляем Алексея Валерьевича и его коллег. Низкий поклон людям, выполняющим подчас непростые задачи, за их нелёгкий, но благородный труд.

Юнкоры «ЩК», члены объединения «Проба пера» ДДТ, Анастасия Новохатская,
Карина Манжосова, Яна Баранова.