Дорогами войны

521

Блокада – это та правда Великой Отечественной, к которой трудно прикасаться. В годы войны лишения испытывала вся страна, но на долю ленинградцев выпали самые страшные испытания. 27 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов победно провели Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию и разгромили красносельско-ропшинскую группировку вермахта.

В 78-ю годовщину снятия блокады о своем отце, защитнике Ленинграда, и матери – ветеранах Великой Отечественной войны, вспоминает наш читатель, житель Старощербиновской Юрий Кузнецов.

– Посвящается моим родителям, людям герои-ческого поколения победителей, которым суждено было преодолевать трудности и невзгоды. Но они любили и ценили жизнь, каждые ее моменты, что и нам завещали.

23 октября 1918 года в деревне Чехова Нижеудинского уезда Иркутской губернии в многодетной крестьянской семье Кузнецовых родился сын Яков.

Родители и старшие дети занимались земледелием: трудом тяжелым, требующим огромных усилий. Подготовка земли под сев, уборка урожая, заготовка сена и дров на зимний период – в таких заботах проходили годы.

Яков подрастал, становился настоящим помощником по хозяйству, учился в сельской школе, увлекался техникой.

В 1940 году младший Кузнецов уехал из родительского дома в Улан-Удэ Бурятской АССР и поступил в железнодорожный техникум на специальность «Техник тяги железнодорожного транспорта».

А уже 23 июня 1941 года по всей стране была объявлена всеобщая мобилизация. Все – и мужчины, и многие женщины – отправились защищать Родину от вероломного врага.

На службу призывали военно-обязанных 1905-1918 годов рождения. Но не всех отправляли на передовую. Часть будущих бойцов Красной армии приписывали к Дальневосточному фронту в связи с угрозой нападения Японии.

Якову повестка не пришла, и все его неоднократные попытки отправиться бить фашистов увенчались провалом. Так юноша продолжил обучение в техникуме, параллельно осваивал воинские специальности, посещал курсы пулеметчиков.

В 1942 году Кузнецов досрочно получил диплом техника тяги железнодорожного подвижного состава, а эта категория специалистов имела «бронь», то есть не подлежала призыву. Но настойчивость молодого парня и сложная ситуация на фронте помогли ему встать в ряды защитников Отчизны.

8 сентября 1941 года немецкие войска взяли в плотное кольцо блокады город Ленинград. К лету 42-го ситуация становилась критической. Срочно стали формироваться сибирские подразделения бойцов для отправки на ленинградское направление.

Яков Устинович Кузнецов тоже был призван на помощь ленинградцам, получил книжку красноармейца и должность пулеметчика пулеметного взвода. По прибытии рядового зачислили в подразделение 6-го Военно-топографического ордена Красной Звезды отряда.

Советские защитники начали наступательную операцию против фашистской оккупации под Красным Бором (Колпино), сорвали планы противника на воссоединение германских и финских войск для укрепления кольца блокады Ленинграда. Красная армия сковала значительные силы немцев. В этих сражениях боевое крещение получил и Яков Кузнецов.

8 сентября 1942 года продолжались ожесточенные бои под Колпино. Во время наступления и боевых действий взвода боец Кузнецов был связным у командира, четко, ответственно передавал поступающие указания, контролируя ход боя, перемещался на поле. Был ранен снайперской пулей, но продолжил выполнять свой воинский долг.

Находясь в военно-полевом госпитале на лечении, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». После выздоровления вернулся по месту службы.

С февраля 43-го по январь 1944 года, находясь на переднем крае обороны Ленинграда, принимал участие в строительстве огневых пулеметных точек в районе деревни Кискино. В группе инженерно-разведывательного взвода при разведке обороны противника уничтожил пулеметную точку, разминировал минное поле в районе Горелово, Старого и Нового Паново.

Рейды нашей группы ликвидировали проволочное заграждение немецкой обороны протяженностью один километр. В ходе операции разведчики попали в зону огня пулеметного обстрела. Кузнецов, уничтожая огневую точку, был ранен.

При прорыве блокады Ленинграда на Пулковском направлении на Красное село он был связным при штабе батальона.

В мае-июне 1944 года, участвуя в войсковой операции на Карельском перешейке, расчистил минное поле – убрал 140 мин противника.

50 лет искала своего героя медаль «За отвагу». В наградном листе за подвиг на реке Нарва Яков Устинович был удостоен этой награды, но получил ее намного позже.

При освобождении Эстонии река Нарва стала большим вод-ным препятствием для наших наступающих войск.

От саперного подразделения, в котором служил ефрейтор Кузнецов, требовалось одно: наладить переправу в считанные часы, дабы не дать опомниться врагу и не допустить излишних потерь при форсировании водной преграды. Огромное значение ей придавало не только наше командование, но и противник. Над будущей переправой шли один за другим фашистские бомбардировщики, пикируя и осыпая район бесчисленными снарядами и пулями. К их грохоту присоединялись артиллерийские батареи немцев, их «ишаки» – особые минометные установки. Кругом все пенилось, взлетала распаханная земля, стоял невообразимый грохот – свист осколков и пуль. В этих адских условиях надо было срочно налаживать переправу. Причем это была глубокая осень, вода ледяная.

Саперам надо знать глубину реки. Как ее измерить, где найти наиболее мелкое место? Время торопило. Измерять решился сибиряк Кузнецов. «Попробуем. Мы – сибиряки. Двум смертям не бывать, а одной не миновать», – с этими словами солдат в полном обмундировании прыгнул в купель. Вода обожгла, но дна не достал. Переместились – второй прыжок. Снова глубина, скрывающая с руками. Пришлось прыгать в воду третий раз. Одежда обледенела окончательно, встала колом, немело тело, холод сжимал душу. К счастью, третий прыжок был удачным – найдена необходимая глубина.

Полузамерзшего Якова Кузнецова доставили в землянку. Здесь ему оказали медпомощь, а командир поблагодарил бойца за отвагу: «Спасибо, сибирячок! Выручил. Переправе быть! Ты сделал геройское дело, не жалея себя».

В 1945 году красноармеец Кузнецов был направлен на Дальний Восток в Монгольскую Народную Республику на границу с Манчжурией, где выполнял служебный долг по разгрому японских самураев.

2 сентября 1945 года ефрейтор Яков Устинович Кузнецов вернулся домой в город Нижнеудинск.

У отца, участника Великой Отечественной войны, была не менее боевая супруга, моя мама. Еще до их знакомства, в 1941 году, Зинаида Ефимова тоже рвалась защищать Родину, хотела стать летчицей. Но пока не проходила по возрасту, готовила себя физически, вырабатывала волевые качества, занималась лыжами. На пути к великой цели девушку постигла беда. Во время прыжков с трамплина неудачно упала и получила открытый перелом ноги, ставший роковым в ее судьбе. Зинаида получила инвалидность.

С 1942 по 1946 годы она работала в швейной мастерской по пошиву комплектов нательного белья и военной формы для бойцов Красной армии. Так под девизом «Все – для фронта. Все – для Победы!» здесь трудились в основном люди с ограниченными возможностями здоровья. В этой же мастерской работала и сестра Якова Кузнецова Феодосия. Однажды именно здесь произошла встреча будущих супругов. В скором времени между Яковом и Зинаидой возникла взаимная любовь, и они поженились. У семейной четы Кузнецовых родились двое детей.

В послевоенное время у Якова Устиновича трудностей с работой не было. Он успел отучиться. В 1946-м в Москве прошел переподготовку, получил звание техника-лейтенанта подвижного состава вагонного и паровозного хозяйства и пошел работать по профессии на железную дорогу. Отец всю жизнь был предан выбранному делу. На заслуженный отдых вышел в 1996 году. За добросовестное выполнение обязанностей был неоднократно отмечен правительственными наградами и знаками отличия.

Мама, Зинаида Ивановна, работала в швейной мастерской до 1947 года. После закрытия цеха перешла в вагонное депо станции Нижнеудинск. На железной дороге была смазчиком колесных подшипников, затем оператором громкой связи парка станции.

За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны имеет правительственные награды, удостоена звания «Ветеран Великой Отечественной войны», «Ветеран труда».

Я, сын Якова Устиновича и Зинаиды Ивановны Кузнецовых, горжусь героическими родителями, судьба которых стала примером мужества, любви к своей Родине и семье. Наш род Кузнецовых продолжается. Благодаря стойкости советского народа мы живем и радуемся каждому новому дню. Низкий поклон ветеранам! Вечная слава героям, не вернувшимся с войны.

По воспоминаниям Юрия Яковлевича Кузнецова к печати подготовила Виктория Кривич.