Воевал и погиб, как герой

65

Я часто беру в руки газеты, очень люблю читать о судьбах людей и их деяниях. Мы с мужем постоянно выписываем «Щербиновский курьер», находим здесь чтение для души. Поверьте, никакие телефоны не заменят то, о чём нередко можно прочесть на газетных страницах. Где-то порадуешься за кого-то, а где-то и заплачешь.

В канун 79-й годовщины Победы над фашистской Германией я хочу рассказать о своей семейной истории, о том, опалённом войной времени, что трагически повлияли на судьбу моей мамы. Она умерла 25 лет назад, а я помню все её слова, как будто это было вчера.

В 1939 году моя мама Евдокия Фёдоровна Рудик жила в хуторе Молчановка. Было ей в ту пору 25 лет. И посватался к ней парень чуть старше неё. Был очень красивый – волосы волнистые, тёмные, а глаза синие-синие. Ну просто красавец, взгляд не оторвать. А она боялась, потому что красавицей не была, да ещё и ростом маленькая. Но будущий муж оказался очень заботливым и надёжным.

Поженились они в том же 1939 году, а в следующем родился сын. Нарадоваться не могли – такой же синеглазый и кудрявый. Но счастье оказалось очень коротким, прожили любящей семьёй всего два года. В 1941 году 5 мая призвали мужа на военную переподготовку, да так больше они и не встретились.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия, и началась война. Очень жестокая, страшная, затронувшая так или иначе каждый дом, каждую семью. Люди пережили тогда многие испытания. И холод, и голод, но самое страшное – когда в дом приносили похоронку или извещение «пропал без вести». Вот и маме моей принесли в 1943-м такое извещение. Плакала, кричала, не верила – ведь не похоронка. А вдруг жив?

Шло время, мама жила надеждой. А когда в 1945 году пришла долгожданная Победа, стала ещё больше ждать. Но прошло пять лет, и никто не отозвался.
Замуж мама больше не вышла. Меня родила в 51-м (так случилось). Где-то в середине 60-х годов уже я подросла и писала в газету «Красная Звезда»: просила кого-нибудь откликнуться, может, кто вместе воевал, возможно, кто-то знает, где погиб муж мамы. Моя просьба была опубликована, но спустя месяца три я получила ответ, что никто не отозвался.

Когда в 1985 году праздновали сорокалетие Победы, вызывали вдов с документами, которые удостоверяли похоронку или извещение «пропал без вести». Мама его потеряла, и я сама ездила в Щербиновский военкомат. Там мне выдали дубликат извещения – «Пропал без вести 23 февраля 1943 года». Маме добавили небольшую сумму к пенсии. Вот и всё.

И вот прошло с того страшного дня, когда мама получила это извещение, 80 лет. Случилось так, что внучка моя, Карина Маркина, писала в школе сочинение о том, кто из близких участвовал в Великой Отечественной войне, жив или погиб, какие имел награды. Конечно, она обратилась ко мне, но у меня никого из таких родственников не было, дедушка мой не воевал по возрасту. А вот маминого мужа, память его мы всегда чтили. Очень часто вспоминали, и я, откровенно говоря, считала его своим отцом. Когда мой брат шёл в гости к своей бабушке по папе, то всегда брал меня с собой. Я думала, что это тоже моя бабушка. Она всегда меня жалела, гладила по головке и говорила: «Моя ты внученька, моя сиротинка».

И вообще, вся их семья меня никогда не обижала, всегда меня считали своей. Выросли их дети и по сей день относятся ко мне, как к родной. Словами не выразить, как мне это приятно, и как я им благодарна за это. Низкий им поклон от меня.
Ну а теперь – самое главное. Внучке своей я сказала, чтобы она написала о Михаиле Денисовиче Рудике как о своём прадедушке, хоть и данных было очень мало. Карина зашла в интернет, открыла сайт Московского военного архива и сделала запрос о Михаиле Денисовиче. В течение пяти минут получила все данные. Я была шокирована – как же так?! Оказывается, по данным архива, Михаил Денисович Рудик 1910 года рождения Краснодарского края Лиманского района (ныне Щербиновский) был призван 5 мая 1941 года и воевал в звании «красноармеец-рядовой» до 12 июля 1944 года в 1344-м стрелковом полку 319-й стрелковой дивизии. Без вести не пропадал, а воевал в том числе и на Белорусском фронте. Получил в ходе боевых действий контузию и несколько ранений. Имеет награды: знаки отличия, орден Красной Звезды, орден Славы 3-й степени. О нём писали в представлении к награде: «…12 июля 1944 года, действуя смело и решительно, огнём станкового пулемёта частично истребил до взвода вражеских солдат, которые следовали на подкрепление противнику, чем способствовал продвижению стрелкового отделения к населённому пункту. Здесь он получил смертельное ранение и посмертно награждён орденом Славы 3-й степени. Место гибели – Витебская область, Поровновский район, деревня Заозерье…».
Оказалось, что после полученного мамой извещения он воевал ещё полтора года и погиб, геройски защищая Родину.

Если бы мы узнали об этом раньше, я бы могла маму туда повезти. Как ей хотелось увидеть хотя бы холмик, припасть к нему и там уже попрощаться навсегда. А, может, и там есть мемориал или братская могила? Ведь есть же у нас в Шабельском и стена памяти всех погибших в годы Великой Отечественной войны, и мемориал «Скорбящая мать» у Вечного огня. На кладбище есть захоронение испанцев, которые погибли, сражаясь с врагом в наших местах, есть могила Неизвестного солдата.
В День Победы люди несут сюда цветы, венки – и в парк, и на кладбище. Я всегда кладу в этот день цветы Михаилу Денисовичу под его фамилией. В знак преклонения перед подвигом павших героев.
Вечная память погибшим в ту страшную войну!

Лидия Ващилова жительница села Шабельского.