Огненными верстами

776

После публикации в нашей газете материала о ветеранах Великой Отечественной войны, героях станицы Новощербиновской, в редакцию обратились местные жители
и попросили подробнее рассказать о Сергее Ивановиче Холодове. За боевые подвиги он награжден пятью орденами – тремя Отечественной войны, двумя – Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За взятие Берлина», за освобождение Чехословакии, Польши, Румынии.
По материалам музейной комнаты СОШ № 9 о нем рассказывает Анастасия Коробко, специалист местного Дома культуры.

Уроженец станицы Новощербиновской Сергей Иванович Холодов был призван в армию в 1939 году. Служба проходила в Витебске. В 1940-м, после окончания финской войны, его направили в город Кутаиси. Через год артиллерист-разведчик попал на турецкую границу. Его полк занял там огневые позиции. В декабре всех перебросили на Кубань. Сергей Иванович воевал в районе станиц Крымской, Анастасиевской.
К концу 41-го наши войска освободили порт Камыш Бурун, затем продвинулись под Керчь и Феодосию. В мае 1942 года 457-й артиллерийский полк, в котором воевал Холодов, начал отступление под натиском немецко-фашистских захватчиков. Пушки пришлось утопить в море. Артиллеристы шли без боевой части, пешком. На мысе Чушка вплавь переправились к рыбзаводу. Все уцелевшие солдаты пешком дошли до Усть-Лабинска, их переформировали в станице Ольгинской. С тяжелыми потерями, без материальной части после захвата Ростова-на-Дону полк отступил на Сталинград. Рота Сергея Ивановича в составе 127 человек, рядовые и сержанты, была передана в 85-й артиллерийский полк. 22 августа немецко-фашистская авиация начала бомбить Сталинград.
Наши военные части располагались в районе Царицы, затем завода «Красный Октябрь», возле Мамаева кургана. И там под непрерывными обстрелами советские солдаты держали оборону, жили и сражались в подвалах, ямах, под открытым небом. Оставили свои позиции только в начале февраля 1943 года.
После полк перебросили в 62-ю армию. Многие в боях погибли, состав полностью обновлялся несколько раз. Из опытных разведчиков оставалось только три человека, остальные – новобранцы. Затем, уже в составе 8-й гвардейской армии полк был переброшен под Старый Оскол и далее участвовал в освобождении городов Изюм, Никополь, Николаев.
Холодов прошел с боями Белоруссию и Польшу. Там, на окраине города Люблина, был расположен концлагерь смерти – Майданек. Сергей Иванович видел громадные бараки, забитые различной обувью – от тяжелых мужских сапог до крошечных детских туфелек. Это все, что осталось от сожженных в печах концлагеря людей.
Новощербиновец участвовал в освобождении крепости Познань. В составе своей армии форсировал реку Висла.
А потом был долгожданный отпуск домой. Вскоре вернулся в свой полк, путь которого лежал на Германию. Холодов вспоминал, что возле его части был расположен наблюдательный пункт маршала Жукова. И он видел и слышал его, как-то военачальник интересовался, накормлены ли солдаты и каков их боевой дух.
Отважный новощербиновец участвовал в штурме Зееловских высот, это около 50 километров от Берлина. Оборонная линия врага была хорошо укреплена. Бои шли тяжелые и кровопролитные. После взятия Зееловских высот 8-я гвардейская армия под командованием генерала Чуйкова выдвинулась на Берлин. На улицах столицы Германии стоял непрерывный гул от танков, взрывов снарядов, бомб. Все это напоминало бойцу Сталинград 1942 года. Артиллеристы затаскивали снаряды весом 105 килограммов на вторые этажи зданий, где были установлены орудия, и оттуда велся огонь по фашистам.
После взятия Берлина 8-я армия стояла под Веймаром. Возле этого красивого немецкого города, где жили и творили Гете, Шиллер, Бах, Лист, фашистские изверги построили лагерь смерти Бухенвальд. Он находился на горе, там были расположены заводы, и фашисты заставляли пленных на них работать. Громадные бараки, покрашенные в разные цвета: для поляков – желтый, для русских – черный цвет. Строения были расположены вокруг горы. Тех, кто уже не мог работать на заводах, сжигали в печах-крематориях, а пепел шел на удобрения.
Из архивных
документов:
«Гвардии старшина Холодов С.И. при взятии Берлина личным геройством и отвагой обеспечил хорошее взаимодействие артиллерии с пехотой. Продвигаясь в первых рядах наступающих частей, он своевременно переносил и вызывал артогонь, корректируя его по обнаруженным целям.
Личным примером и героизмом, возглавляя штурмовую группу, вместе со своими разведчиками, ворвался в дом, где оборонялись 14 немецких солдат. Старшина Холодов ручной гранатой уничтожил станковый пулемет противника и трех гитлеровцев, а остальные сдались в плен. Дом был занят штурмовой группой».
«Гвардии старшина Холодов лично из «Фауста» уничтожил два ручных пулемета и 11 немецких солдат. Двигаясь со взводом в штурмовой группе в центре города Берлина, в день 1 Мая захватил исправный немецкий танк с экипажем». За этот подвиг он получил орден Отечественной войны I степени.
Тяжелый солдатский путь прошел Сергей Иванович от Кубани до Веймара, много крови, смертей, жестокости видел. Но выжил благодаря мужеству, храбрости, огромной любви к Родине, а еще доброте к людям, человечности и чувству юмора.
Демобилизовался Холодов в мае 1945 года, вернулся домой. Ему очень повезло, ведь из их полка выжили всего восемь человек. После войны он работал в колхозе имени Калинина, но и когда вышел на заслуженный отдых, продолжал трудиться.