Судьба и дар

838

Для кого-то близкие, для нас далекие времена Советского Союза – это период юности и становления для людей старшего поколения. Потому вспоминают они о тех годах с особой теплотой и блеском в глазах.

Середина семидесятых прошлого века в памяти жителей села Шабельского навсегда останется рассветом рыбного производства. Старожилы с уважением рассказывают о председателе тогдашнего рыбколхоза Викторе Алексеевиче Тонконоженко, о том, как развивалось при нем хозяйство.

Родился Виктор в многодетной семье на хуторе Водяная Балка. Детство его было нелегким. В двухлетнем возрасте остался без мамы, она умерла. Поэтому рано стал самостоятельным. И после окончания семи классов школы в селе Глафировка пошел работать рыбаком.

Потом отслужил пять лет в Военно-морском флоте, а демобилизовавшись, вернулся обратно в свою бригаду рыбколхоза имени Суворова. Работал добросовестно, был активным и порядочным молодым человеком. За это коллектив его и избрал комсоргом.

Когда Тонконоженко получил образование в Ейском рыбном техникуме, перешел на должность инженера-рыбовода. Смекалистый, с хорошей хозяйской хваткой молодой специалист имел авторитет среди коллег. И в 1975 году колхозники утвердили его на должность председателя хозяйства. А позже он стал депутатом сельского и районного Советов народных депутатов.

Когда Виктор Алексеевич начинал свой путь руководителя в колхозе было семь рыболовецких бригад: три на хуторе Водяная Балка (бригадиры Владимир Блейф, Иван Соколовский, Юрий Кулиш) и четыре бригады в селе Шабельском (бригадиры Лука Шевченко, Иван Щербаков, Семен Филиппович и Семен Михайлович Солодовские).

При новом директоре производство стало развиваться быстрее. Наладили переработку добываемой рыбы на территории рыбколхоза. Первыми работниками цеха стали резчицы Екатерина Кисленко и Валентина Фофанова, грузчиком Виктор Литвиненко. Затем в коллектив пришли Евгения Железняк и Зоя Архипенко.

Начинали рыборазделку в деревянном лабазе Ейского рыбзавода прямо на берегу моря. Зимой переходили работать в более утепленное здание бани. Нужно было вести строительство рыборазделочного цеха. Потратиться на эти цели планировали минимально. По решению правления колхоза имени Суворова для производства бетонных блоков покупали лишь цемент, а песок, ракушечник были бесплатными. Летом 1977 года начали строительство рыборазделочного цеха. Было завезено специальное оборудование для обработки сырья. В зиму цех заработал уже в полную силу. Сразу заложили коптильный цех по производству копченой рыбы местного вылова: судака, тарани, леща, чехони. Поставили четыре линии для тюльки. Руководителем точки стал Владимир Михайлович Лукашенко, мастером работал Николай Максимович Рущенко, технологом – Валентина Васильевна Фофанова.

Потом запустили посолочный цех с новым оборудованием, сделали бетонные ванны, установили холодильник. Стали выпускать соленую и мороженую рыбную продукцию. Переработка велась круглосуточно весь год. А когда в заливе случался ледостой, и невозможно было вести лов местных пород рыб, завозились океанические: ставрида, скумбрия, сардинелла.

Примечательно, что все строительство велось за счет доходов, получаемых от прибыли рыборазделочного цеха, в котором на тот момент работало уже 60 человек.

В песне, написанной к 200-летию села Шабельского, есть такие слова: «Два колхоза брат – брату с хлебушком и рыбкой».

И, действительно, в те времена местные хозяйства были, как родные. А руководители Владимир Васильевич Побирашко и Виктор Алексеевич Тонконоженко всегда находили общий язык. И даже, когда из «Приморского» ушли в рыбколхоз 60 человек, Владимир Васильевич рассудил мудро: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше».

К тому же, все строительство в селе велось за счет вложений этих предприятий.

Позже на базе рыбколхоза имени Суворова появились подсобные хозяйства. Первое в селе Шабельском под руководством Михаила Шабанова и агронома Николая Гринева. Здесь выращивали виноград, овощи, бахчу, зерновые. Второе было в Ейском Укреплении. Заведовал им Николай Соколовский. Тут занимались свиноводством, полеводством.

Действовала также строительная бригада под началом Андрея Абрамова. В гараже старшим был Борис Кравченко, на конюшенном дворе всем ведал Федор Кисленко.

Рыбколхоз из малоизвестных и малозначимых в крае быстро перешел в передовые хозяйства Краснодарского «Рыбакколхозсоюза». В этом большая заслуга Тонконоженко. За перевыполнение плановых заданий и вклад в развитие хозяйства Виктор Алексеевич был награжден Орденом «Знак почета». Ему было предоставлено право приобретения автомобиля «Москвич» в половину стоимости.

Таким был герой нашего повествования – грамотным руководителем и замечательным человеком, готовым пожертвовать собой ради других.

Как-то зимой на Крещение семья Тонконоженко собралась за праздничным столом. Было это в 1970 году, тогда еще гуляли пыльные бури. В окно их дома постучали. Голос кричал: «Хлопцы тонуть!». Оказывается, разыгравшийся сильный восточный ветер стал крошить лед на море. Рыбаки попали в беду.

Виктор Алексеевич, бросив все, побежал помогать землякам. Вместе с Федором Щербаковым и Николаем Васильченко они взяли моторную лодку, маленький каюк и бухту веревки.

Лед сыпался, как сахар. Близко подойти к льдине, на которой уносило рыбаков, было невозможно. Лодку таранили обломки льдин. Но мужчины не отчаивались. Отодвигали их шестом и сантиметр за сантиметром продвигались вперед.

За всем этим наблюдали родные Виктора Алексеевича: жена и маленький сынишка. Она, как раненная птица, распластав руки – крылья повторяла: «Господи! Господи!». А сын Витя, которому в ту пору было три года, успокаивал ее: «Не плачь, мамочка, не плачь! Папа вернется!».

«Спасатели», подойдя ближе к рыбакам, бросили каюк и моток веревки. Люди пересели в лодку и их потихоньку подтянули к моторке. Так вызволили из лап стихии Виктора Блейфа и Александра Торбу.

А когда направились к берегу, заметили идущую на них льдину, на которой метался человек. Поспешили к нему, но глыба перевернулась и накрыла его. Это был шабельчанин Валерий Железняк.

В итоге, от перемерзания и полученного стресса у Тонконоженко отказали ноги. Его самого выносили из лодки на руках.

За подвиг при спасении утопающих Виктор Алексеевич был награжден медалью.

Председатель рыбколхоза имени Суворова не только был человеком дела: если давал слово, то обязательно его держал, но и активно поддерживал творческие начинания в своем коллективе. В годы его правления предприятие участвовало в смотрах художественной самодеятельности. Тогда они проходили на побережье Черного моря. Да и сам Тонконоженко не прочь был взять в руки гармошку, растянуть меха и с азартом, присущим только ему, спеть частушку.

С тех пор много утекло воды, но в памяти односельчан он навсегда останется природным самородком, грамотным хозяйственником, Руководителем с большой буквы.

По воспоминаниям односельчан подготовила Виктория Кривич.

Редакция газеты «Щербиновский курьер» благодарит жительницу села Шабельского Веру Николаевну Чернышову за помощь в подготовке статьи, предоставленные архивные материалы.

В открытых Интернет источниках удалось найти вот такую справку. Оказывается, рождение рыбколхоза имени Суворова произошло за несколько десятилетий до правления Виктора Алексеевича Тонконоженко.

Информация гласит: «В 1927 году на побережье Азовского моря появилась рыболовецкая бригада, в которую объединились бедные рыбаки. Руководить этой бригадой стал М.Е. Соколовский. На основе рыболовецкой бригады в 1929 году была создана и рыболовецкая артель, и получила название «Красный маяк». Позже она слилась с артелями «Вторая пятилетка» и имени Кирова. Новый рыбколхоз назвали именем Суворова».