Тепло, еще теплее, горячо…

807

Ряд читателей «Щербиновского курьера» обратились к нам с просьбой – разъяснить с помощью специалистов порядок оплаты услуги по отоплению многоквартирных домов.

У граждан, потребителей тепла, свой интерес – платить меньше, желательно «по факту», не наперед. У предприятия, поставщика тепловой энергии, – получить больше за поставленный ресурс, равными «долями». Здесь нет неразрешимого противоречия, как может показаться на первый взгляд. Главное во взаимоотношениях двух сторон – придерживаться существующего на этот счет законодательства. Есть и другие варианты для потребителей, когда они, например, начинают использовать индивидуальные системы отопления. Но даже в таком случае возникают «недоразумения» между ними и тепловиками по поводу платы за обогрев общей площади многоквартирных домов. Тогда становится не просто тепло, но горячо.
Мы обратились с этими вопросами к руководству муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго». Ниже приводим полностью ответ за подписью его директора Андрея Ефремова:
«В связи с часто возникающими вопросами, касающимися начислений размера платы за коммунальную услугу по отоплению, МУП «Теплоэнерго» разъясняет:
При расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению предприятие руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ 06.05.2011 № 354.
Постановлением Правительства № 1708 от 28 декабря 2018 года утверждены изменения, внесенные в Правила, в соответствии с которыми для помещений, где установлены индивидуальные источники тепловой энергии, объем потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на данное помещение, равен нулю. По такому помещению не начисляется плата за централизованное отопление данной квартиры, но в общей начисленной сумме пропорционально учитывается площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 года № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в пункт 40, в котором абзац второй изложен в следующей редакции: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил». Иного порядка расчета платы за отопление, в том числе для помещений, перешедших на индивидуальное отопление, не предусмотрено.
Плата за отопление для владельцев помещений, в которых установлены индивидуальные источники тепловой энергии, введена с 01.01.2019 года.
В расчете размера платы за отопление участвуют:
общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент такого переустройства законодательством Российской Федерации;
общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии или норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула расчета платы за отопление учитывает всю общую площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, должным образом подключенного к системам теплоснабжения, как и всю общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества вне зависимости наличия или отсутствия отопительных приборов в помещениях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
В целом по дому размер платы за коммунальную услугу по отоплению не изменился. Производится перераспределение начислений между помещениями, имеющими индивидуальные источники тепловой энергии (плата введена) и помещениями с централизованным отоплением (плата уменьшена). Ранее весь объем тепловой энергии, поступающей в дом, оплачивали собственники помещений с централизованным отоплением.
По вопросу применения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях разъясняем:
Норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления утвержден приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года №2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» и рассчитан на отопительный период 7 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2015 № 17948-ОД/04, в соответствии с требованиями п. 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки, исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Данная позиция подкреплена судебной практикой (дело № А32-27641/2015 от 24.06.2016). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из установленного норматива, и не предусматривает возможность корректировки, исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Кроме того, суд указал, что изменение продолжительности отопительного периода повлечет изменение самого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Андрей Ефремов, директор МУП «Теплоэнерго» муниципального образования Щербиновский район».