К казачьим истокам

788
Urok_600

В последнее время происходит нарастание всеобщего интереса к кубанским и казачьим традициям в общественной жизни края и района. А возрождение всегда начинается с истоков: с детства, с семьи, с воспитания.

«В гости в казачий курень» – так называлось познавательное занятие по кубановедению, которое провела с детьми подготовительной к школе группы ДОУ № 8 воспитатель Т.А. Терновая. В созданный ею кубановедческий цикл вошли занятия: «Ты, Кубань, ты наша Родина», «Кубанский колосок», «Я родился на Кубани», «Музыка родных просторов» и другие.

Занятие органично включало в себя задачи из нескольких образовательных областей федеральных государственных требований, что позволило ей продуктивно решить целый комплекс образовательно-воспитательных задач.


Продуманная и последовательно проведенная ею предварительная работа, включившая в себя рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков; посещение «комнаты старины» для знакомства с обстановкой и предметами быта; организацию бесед воспитателя и родителей с детьми о том, как жили казаки в старину, и рассматривание семейных реликвий, предметов старины; разучивание стихотворений о казаках и родной станице, позволила Т.А. Терновой сформировать необходимую базу знаний у детей и пробудить у своих воспитанников большой познавательный интерес к теме, который затем был подкреплен вовлечением родителей в общее информационно-познавательное поле предстоящего занятия – патриотического и духовно-нравственного воспитания на основе регионального компонента.

Для проведения занятия воспитатель взяла для себя образ «хозяйки-казачки», пригласив детей в «свой курень», воссоздав его обстановку в одной части групповой комнаты. Дети уже знали, как приветствовали друг друга в старину: «Здорово дневали, казачата?». Они отвечали: «Слава Богу».
Рассказали, что курень – значит «круглый», потому что казаки строили свое жилище так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель дополнила знания детей новыми словами «низы» – полуподвальные помещения, «верхи» – вторые этажи, «балясы» – деревянные мостики вокруг дома, по которым можно было подойти к окнам второго этажа, чтобы закрыть «ставни». Еще много новых понятий вошло в мир детей из казачьей старины.
С интересом дети воспринимали все, что говорила им «казачка», позвавшая их в свой «курень»: и о том, что означала кубанка, лежащая в курене возле иконы с зажженной свечой, и как назывались любимые блюда казаков, и в чем готовили раньше пищу, и за каким столом ели казаки. А многие дети уже знали от своих родителей и вспомнили о правилах, которые соблюдались во время еды в больших семьях казаков, и о том, как и где, располагалась на ночь семья казака, кому отводилось самое теплое место – на печи.
Для поддержания постоянного интереса к ходу беседы педагог уместно использовала загадки о тех предметах, о которых заходила речь в ходе общения с детьми.

Закрепили знания о том, какие промыслы были у казаков и каким рукодельем занимались казачки. И о казачьем огороде не забыли поговорить. Тем более, что прекрасный макет казачьего огорода с подворьем был изготовлен заранее вместе с детьми и впоследствии функционально использован как «огород на окне».
А мальчики вспомнили, что главным украшением у казака считалось оружие.
Много интересного дети узнали и о постепенном заселении нашей станицы.

Для непринужденного продолжения темы занятия воспитатель с детьми последовательно перемещались в пространстве групповой комнаты. На «полянке» пели и плясали, в казачьей школе «Грамотейне» читали стихи о казаках, родной станице. И дети делали это с большим вдохновением, интонационно выразительно. В «мастерской» украсили казачьи кувшины и ложки.

Как итог занятия прозвучали логические сравнения возможностей старины и дней сегодняшних. Своей системой работы воспитатель смогла подвести детей к самостоятельным выводам, умозаключениям. И это очень важно для становления мировоззрения детей, формирования духовно-нравственных черт личности ребенка, привития ему чувства любви к малой Родине, к историческим, культурно-этническим традициям своих предков – кубанских казаков.

А умение воспитателя заинтересовать родителей для совместного с детьми изучения темы послужит надежным посылом того, что семья не останется в стороне от формирования у детей чувств национальной принадлежности, своего национального самосознания и любви к тем местам, где они родились, где проходит их детство.