Защита прав потребителей

2

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современной России. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, и нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.
В настоящее время вопрос о защите прав потребителей имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения их прав. В современном обществе действуют определенные законы, и многие из них созданы специально для защиты прав и интересов широко круга лиц. Однако, к сожалению, российские покупатели чаще склонны выбрасывать, только что купленные, но уже непригодные в пищу продукты, чем предпринять минимальные попытки, для восстановления своих прав. Такая позиция абсолютно не оправдана. В настоящее время все большее число продавцов признают законные права потребителей, если им об этих правах напомнить.
Основным законом, регулирующим отношения в сфере защиты прав потребителей, является Закон РФ «О защите прав потребителей». Указанный закон регулирует отношения между продавцом (изготовителем) и потребителем (покупателем). Для целей указанного закона под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, каждый гражданин вправе защищать свои права как потребителя и применять для этой цели Закон «О защите прав потребителей», только в случае, если товар приобретается им для собственных целей, не связанных с извлечением прибыли.
Многие потребители страдают от необоснованных и неправомерных действий продавцов именно в ситуациях, когда хотят вернуть товар или обменять товар ненадлежащего качества. Если речь идет о товарах ненадлежащего качества, продавец хотя бы пытается решить ситуацию и рассмотреть возможные варианты, однако когда потребитель основывает свой возврат товара словами «не нравится», «не подходит», то количество незаконных отказов со стороны продавца (изготовителя) возрастает в значительной степени. При этом продавцы (изготовители) умудряются создавать свои, абсолютно не подтвержденные законодательством правила и доводить их до сведения покупателей всеми возможными способами, тем самым вводя их в заблуждение. Нередки случаи, когда продавцы незаконно сокращают сроки, установленные для возврата или обмена товара, обуславливая такой обмен (возврат) наличием дополнительных (не предусмотренных законом) условий или иным образом нарушают права потребителей. Во избежание таких ситуаций, необходимо заранее знать, какие именно права предоставлены потребителю в ситуациях возврата и обмена товаров ненадлежащего качества Законом о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю (покупателю) товар, качество которого соответствует договору. Без сомнения, при покупке продуктов питания или иных товаров никакого письменного договора не заключается, а следовательно, как правило, не оговариваются и условия о качестве товара. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 2 этой же статьи закона, который устанавливает, что при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Приобретая товар (особенно дорогостоящий или технически сложный), необходимо обратить внимание, указана ли в приложенных к товару документах информация о наименовании продавца, его месте нахождения или уполномоченной организации (уполномоченном индивидуальном предпринимателе), а также их фактический адрес. Данная информация пригодится в случае, если товар по каким–либо причинам не подойдет. Также важно знать, что законом о защите прав потребителей определены такие понятия, как срок службы, срок годности, гарантийный срок товара. На практике зачастую тесно связаны обоснованность требований потребителя к продавцу и соблюдения вышеперечисленных сроков. Поэтому важно не только соблюдать, но и не путать их.
Срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и т.п.). Срок службы устанавливается на непродовольственные товары. А вот на продукты питания, парфюмерно–косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии изготовитель обязан устанавливать срок годности.
Срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению, и связан напрямую с защитой жизни и здоровья гражданина, а также их безопасностью.
Гарантийный срок – период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, которые я опишу далее.
На практике бывают ситуации, когда установленные законом права потребителя нарушаются. В этом случае он имеет право обратиться к продавцу, изготовителю либо к организации, выполняющей функции изготовителя (продавца), с требованиями, предусмотренными ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Так, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли – продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Замечу, еще раз, что потребитель в данном случае свободен в выборе перечисленных выше требований. Нередки случаи, когда продавец (изготовитель), пользуясь незнанием и неосведомленностью потребителя, трактуют статью 18 Закона в свою пользу, говоря потребителю о том, что продавец обладает преимущественным правом выбрать один из вариантов возврата или обмена товара. Однако потребитель должен четко знать свое право, предоставленное ему Законом о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 21 Закона требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества должны быть удовлетворены продавцом (изготовителем) в семидневный срок со дня предъявления указанных требований, а при необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара в течение 20 дней со дня их предъявления. Требование потребителя о расторжении договора, возврате уплаченной суммы и возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня их предъявления (ст. 22 Закона).
Согласно ст. 23 Закона за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя продавец уплачивает за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара (услуги). При этом потребителям следует учитывать, что в случае неудовлетворения требований в добровольном порядке они имеют право обращаться в суд, используя предоставленные им ст. 17 Закона права, а именно:
— иск может быть подан по месту жительства истца;
— по месту жительства или нахождения ответчика (юридический адрес организации). Потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, если цена иска не превышает одного миллиона рублей. В случае если цена иска превышает один миллион рублей, потребитель, при подаче искового заявления в суд о защите своих прав, должен уплатить государственную пошлину в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
В 2009 году мировыми судьями судебных участков № 225, 226 Щербиновского района Краснодарского края, рассмотрено 6 исковых заявлений о защите прав потребителей, из них одно дело с удовлетворением иска, 5 дел прекращено в связи с добровольной оплатой заявленных исковых требований.
Приведенная судебная статистика, свидетельствует о том, что за защитой своих нарушенных прав обращаются всего лишь единицы обманутых покупателей, которых на самом деле значительно больше, и, к сожалению, неосведомленность потребителей о своих правах зачастую приводит к тому, что люди просто сводят на нет вопрос о защите своих нарушенных прав в судебном порядке. Однако даже приведенные цифры говорят, что в девяносто девяти случах из ста продавцы, выступающие в суде в роли ответчиков, зачастую пытаются урегулировать исковые требования потребителей до вынесения решения по делу, так как закон в большей степени на стороне покупателей, нежели недобросовестных продавцов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что каждый покупатель, потребитель в той или иной мере может нередко столкнуться с недобросовестными продавцами, В данной ситуации важно отстоять свои права покупателя, опираясь на закон.