Под строгим взором предков

72

Зал боевой и воинской Славы в историко-краеведческом музее имени М.М. Постернак – в ряду главных, пользующихся неизменным интересом со стороны посетителей. Среди них – много гостей станицы Старощербиновской. Особенно заметно это летом, когда приезжающие на отдых туристы не просто проводят время на пляжах, но активно «осваивают» окрестности на предмет достопримечательных мест.

Здесь действительно есть на что посмотреть, чему удивиться. Память о подвиге предков запечатлена в многочисленных фотографиях, объединённых в тематические стенды, вещах и предметах военного быта, образцах оружия, снаряжения, в письмах с фронта. И всё выдержано в едином строгом стиле оформления, настраивающем на вдумчивое созерцание, размышления об увиденном.
Самые любознательные посетители обычно – дети, для которых регулярно проводят экскурсии их наставники. Вместе с работниками музея они реализуют отличную возможность патриотического воспитания подрастающего поколения, принимая во внимание то, что в экспозиции запечатлена память о прямых предках юных щербиновцев. Кстати сказать, собрание музея и в этой части, и в целом – это бескорыстные дарения землков и не только их. Они и сегодня (если не сделали это ранее) могут подарить музею какие-то реликвии, связанные с именами родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Эта память станет общественным достоянием, будет жить в сознании, сердцах тысяч людей.
На этом строгом фоне (на стенде в каких-то случаях – имена и лица прямых предков ребят) часто делают груповые фото учащиеся школ и воспитанники детских садов района. Им есть, кем гордиться, с кого брать пример. Именно здесь, в музее, в зале боевой и воинской Славы, они начинают чувствовать свою сопричастность нашей общей истории. Страны, государства, народа.

Танк-богатырь

Сегодняшняя публикация руб-рики «Оружие Победы» –
о тяжёлом танке ИС-2. Лучшем, по мнению специалистов и тех, кто воевал на этих машинах.

Бывший на вооружении Красной Армии до войны танк «КВ» (неплохой по многим меркам) необходимо было заменить на более мощный по вооружению и броне для того, чтобы противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам», противотанковой артиллерии. Так в войсках осенью (в октябре) 1943 года появился ИС-2. Как можно заметить по аббревиатуре, у него был предшественник – танк ИС-85 (цифра – калибр орудия), но в массовое производство он не пошёл. Второй вариант оказался куда лучше. Собирали танк на Челябинском тракторном заводе, где был налажен самый передовой технологический процесс, учитывавший наши достижения и главные характеристики, уязвимости вражеских образцов техники. Новый тяжёлый танк благодаря этому удался конструкторам и инженерам.
Уже с первых боёв он доказал своё техническое преимущество: 122-миллиметровая пушка позволяла экипажу поражать танки врага на большой дистанции, машина получила отличную бронированную защиту. Наш танк не отличался высокой скорстью (масса – 46 тонн), но названные выше качества помогали уверенно вступать в бой с любым противником и добиваться превосходства. Отзывы танкистов после реальных боёв помогли устранить слабые места, и ИС-2 стал ещё эффективнее громить врага в наступательных операциях, особенно при штурме укрепленных районов, городов, подавляя своим огнём самое ожесточённое сопротивление врага.
Из воспоминаний офицера-танкиста Льва Петровича Кашицына, участника Великой Отечественной войны:
…Для ИС-2 главное было – найти цель, установить, где она, и всё. И сами экипажи искали, и пехота, которую танкисты поддерживали. А немецкие танки, даже «Тигры» –
они бегали от ИС-2 и старались действовать издалека да из засады.
Сами, без помощи пехоты старались не ходить. В особенности по «зелёнке» – чтобы не напороться на засаду. Однажды подъехали к лесу – глядь, а пехота лежит. В лес идти без неё нельзя. Ротный послал узнать у пехотинцев: в чём дело, почему лежим?
…Я бегу через поле. Меня обстреливают. В руках держу пистолет. Думаю – сейчас как офицер подниму пехоту в атаку. Подбежал к окопам – а там ужас сколько побитых и раненых людей. Старшина раненый говорит: «Вон там дзот. Он чешет нас до леса метров, наверное, за 50. Мы не добежим. Нас всех положат». Я говорю: «Так почему же вы не дали сигнала? Красная ракета есть?».
Нашли красную ракету. Пустили её в направлении того дзота. Обратно даже не успел возвратиться. Пара выстрелов из ИС-2 – и нет того дзота, пехота встала и пошла…