Фантазия на кончике спиц

62

Стоит едва заняться рукоделием – начинается магия: как по волшебству появляются милые, мягкие медвежата, зайчата, львята…

Сказочных персонажей, необычных кукол ручной работы, симпатичных зверушек, а также предметы гардероба и другие изделия Ольга Чернышова из села Екатериновка создаёт крючком и спицами. О своём увлечении рукоделием, и не только, местная жительница поделилась с нашими читателями.

– Ольга Юрьевна, расскажите немного о себе.
– Родом с норвежского острова Шпицбергерн. Так вышло, что мои родители периодически на три года ездили туда работать. На свет я появилась именно там. После наша семья переехала в Екатеринбург, где и прожила большую часть лет.
Есть дочь Танюша, два внука, одна внученька и правнучка. Самому старшему, Андрюше – 27 лет, военный, награждён орденом Мужества, живёт и работает в Ейске. Среднему, Серёже – 25, также пошёл по стопам брата и стал защитником Родины, женат и сейчас находится в Подмосковье. В феврале они с женой «купили» лялечку Викулю, я стала прабабушкой.
Внучке Оленьке 17 лет, она студентка колледжа. Зять Серёжа сейчас находится в зоне СВО.
Вот так живём, на творчестве отрываемся, – шутит Ольга Юрьевна. – Находя отдушину в красоте выбираемся из всяких передряг.

– Как давно занимаетесь рукоделием?
– Ой, ещё со школы. Именно там дали основную базу. На уроках домоводства учили шить, вязать. С тех пор не бросала увлечение. Для меня – это отдых. Как только домашние дела закончила, всё в порядок привела, сажусь за рукоделие.
Когда работала, подрастала дочь, приходилось и вязать, и шить. Одёжку очень сложно было в то время купить. Раньше ведь как, зачастую что-то доставалось «по блату» или обменивая палку колбасы на тёплые детские колготки, – смеётся женщина. – Поэтому создавала всё сама – ползунки, кофточки, комбинезоны, шапки, шарфы, варежки. Танюшка, доченька, а затем и внуки, всегда в вязаном ходили. Эту кофточку, кстати говоря, сама связала, – демонстрирует на себе вещь мастерица.
– Ого! – не скрывая удивления, произнесла я. На Ольге Юрьевне яркая, по-настоящему летняя вязанка.
– Да-да! – улыбается в ответ Чернышова. – Я и дочурку научила рукоделию. Когда подростком была, выписывала ей журнал «Делай сам», по которому она с энтузиазмом принималась за работы.
Плед и игрушки – дело рук Танюши, – героиня протягивает мне мягкое, словно пух, покрывало, а следом забавные подушки в виде зверушек.

– Помните первое изделие?
– Конечно, мне было лет 13-14, и я решила связать кофту для куклы. Прибежала как-то к соседке, а она вяжет регланом, подумала, что мне тоже нужно попробовать. Так и получилась первая серьёзная работа. А потом было много всего. Вот последнее творение, – демонстрируя маленького круглого зверька, продолжает рассказ рукодельница. – Вчера оформляла это чудо. Хочется сюда лапочки какие-нибудь маленькие.

– Свою жизнь тоже связали с творчеством?
– Нет, по профессии я железнодорожник: проводник пассажирских вагонов дальнего следования. 37 лет отработала на Свердловской железной дороге. Я дело своё любила, – с теплотой вспоминает Ольга Юрьевна. – Нравилось общаться с пассажирами. К ним относилась, как к своим гостям. Днём едешь – тепло, а по ночам прохладно бывало. Хожу, укрываю их, забочусь, чтоб не простыли.
До выхода на пенсию ездила несколько лет во Владивосток. Очень нравилось проезжать мимо Байкала, особенно зимой. Выглядываешь в окошко, а там лёд, такой бирюзовый-бирюзовый, особенно яркими были громадины торосов у берегов. Красота вокруг, но не всегда успевала ловить моменты. Работа не заставляла себя ждать: кому-то чай бежала делать, кого-то будить. Пассажиры никогда не обижали, всё было хорошо, без происшествий. Может потому, что я всех людей люблю, во всех вижу доброе, – делится наша героиня.

– Как так вышло, что оказались на Кубани?
– Из Екатеринбурга в Краснодарский край переехала дочь, так как детки в связи со здоровьем, рвались ближе к морскому климату. Подкралась пенсия, и я перебралась к ним.
Здесь, в Екатериновке, узнала про клуб «Глория», начала в нём петь, а дочь танцевать. Так сложилось, что сцену мне пришлось покинуть. Но благодаря Ирине Дементьевой, директору нашего клуба, для меня открылась новая возможность. Ирина Николаевна предложила поучаствовать в выставке народного декоративно-прикладного творчества. Теперь мои игрушки каждый год путешествуют со мной, посещая «Атамань», а также православные и местные праздничные мероприятия.

– Что побудило вас вязать?
– Вообще начиналось всё с бантиков. Внучке хотелось не такие, как у всех. Ребёнок захотел – исполнила. Я делала заколочки, а дочь игрушки.
На первый юбилей внученьке решила сделать особенный подарок. Так и связала первого пупсика. Затем принялась за символы года, это было в канун 2013-го. Своим знакомым, друзьям и родственникам дарила змеек. Так пошло-поехало, вязала и дарила.

– Предпочтение отдаёте одежде или игрушкам?
– Сейчас больше нравится заниматься игрушками. Но процесс вязания носков не откладываю, и в данный момент они заняли всё моё воображение и внимание.
В телеграм-мессенджере девчонки-рукодельницы каждый понедельник и четверг выкладывают свои мастер-классы. Благодаря им нахожу множество изумительных узоров. Все носочки долго носятся. Они хоть и тонкие, но очень тёплые.

– Чем нравится работать – крючком или спицами?
– Смотря что надо, – смеётся женщина. – Всё зависит от задумки. Есть такие предметы, которые вяжутся по-разному. Например, одну из своих куколок вязала крючком, а платьишко для неё – спицами. Носки раньше вязала на пяти спицах, сейчас научилась на двух. Беру инструменты с леской вяжу сразу два носочка – очень удобно!

– Что вас вдохновляет? Откуда черпаете идеи?
– Любовь! Я трепетно отношусь к своей семье – они являются главными вдохновителями и мотиваторами в моём творчестве.
Идеи могу подсмотреть в интернете, что-то отыскать в сообществах в социальных сетях.
Пряжи всегда было много, копилась, а сейчас уходит и уходит. Игрушек было две коробки, сейчас их уже нет. С недавних пор принялась вязать «мелкоту», – продолжает рассказ героиня, а на столе в ряд выстроился целый зверинец: поросёнок, мышонок, собачка с котёнком и множество других питомцев. – У нас в селе ожидается концерт и выставка «Кубанская весна», поэтому упорно готовлюсь, вяжу новых казаков.

– Сколько времени уходит на изготовление изделий?
-«Малявочек» быстро, за вечер могу пять штук сделать. Чаще всего в первый день вяжу, на второй оформляю. Но бывает и дольше, жду вдохновения, чтобы понять, куда что пришить, чтоб игрушка получилась красивой, чтоб смотрелась. Бывает, сидишь и даже спать не хочется, присутствует только одно – желание творить!

– Что ещё успели освоить в рукоделии?
– Очень нравится вышивать бисером, но глаза сейчас, к сожалению, уже не позволяют. Этот материал маленький, без света тяжело, а со светом бликует. Как-то на выставке была Семистрельная икона Богородицы, полностью из бисера.
Лентами пробовала вышивать. Хотела подружке подарить на юбилей что-то вот такое необычное. Получилась картина из роз лентами 110х40.
Я в интернете называю себя «не доигравшаяся бабушка». Это моё жизненное кредо, так сказать. Нравится то, чем занимаюсь, получаю положительные эмоции, которые и на настроении отражаются, и на окружающих.

– Раскройте секрет создания такой красоты?
– Всё дело в инструменте, пряже. Главное, чтоб мне нравился результат работы. Буду переделывать до тех пор, пока не скажу: «Всё, идеально». В каждую работу мы с дочкой вкладываем душу, без этого никак, – разглядываю изделия и соглашаюсь. И ведь правда, посмотришь на игрушки, взгляд притягивают, цепляют. Хочется каждую забрать себе, рассмотреть, залюбить, снова впасть в детство…

– Приходилось выполнять работу на заказ?
– Да, конечно, но это отрицательный опыт. Во-первых, людям очень сложно угодить, во-вторых, они хотят из дешёвой пряжи эксклюзивную вещь. Бывает вяжешь-вяжешь, а заказчица то худеет, то снова вес набирает. Или вот постирают, а пряжу из бамбука можно сушить только в горизонтальном положении. Как итог – был топик, стало платье.
Мне проще связать, а там уже найдётся человек, которому понравится изделие. Некоторые считают это «пылесборником», столько плохого порой выслушиваешь от людей. Первое время было напряжно. Сейчас если критика конструктивная, я её выслушиваю, понимаю и исправляю.
– Любое рукоделие – это труд. Благодаря интернету можно найти уйму мастер-классов, которые от начала до конца расскажут и покажут, как и что смастерить. Если есть возможность, лучше заниматься с кем-то, чтоб подсказывали.
Считаю, что каждая женщина должна чем-то таким увлекаться. И ручки занимаются, и «Альцгеймер» не будет тебя посещать в старости, – смеётся героиня.

P.S. Беседа получилась очень увлекательной. Расставаясь с Ольгой Юрьевной, мы пожелали ей нескончаемого потока вдохновения, а главное, оставаться такой же творческой, открытой и душевной.