Первых знаний чуткий проводник

287
На протяжении 36 лет Екатерина Николаевна работает учителем младших классов в СОШ № 2

В год педагога и наставника мы продолжаем рассказывать об учителях нашего района.

Сегодня мы познакомим вас с историей Екатерины Николаевны Вегеры. Весёлая, жизнерадостная и всеми любимая – она призналась, как пришла в профессию, кого считает своими наставниками, и какой ученицей была в школьные годы.

– Екатерина Николаевна, расскажите немного о детстве.
– Родом я не отсюда, а из далёкого Алтайского края, села Зятькова Речка, Хабарского района. Прожила там 14 лет, после чего родителей перевели работать в посёлок Щербиновский Краснодарского края. Там я окончила 13 -ю школу, и после мы перебрались в Старощербиновскую.

– С чего начался Ваш путь в профессию?
(смеётся) – Ой, моя хорошая, «маршрут» зародился в моей голове с самого малого возраста. Мне было около 5-7 лет, точно не помню, но по рассказам бабушки уже тогда за собой водила толпы детей. Все ребята собирались возле нашего двора, слушали и шли за мной, – рассказывает Екатерина Николаевна. – С 10 лет понимала, что буду преподавать, но планировала идти на учителя географии, а не начальных классов. В 80-м году, когда окончила школу, с документами поехала в Краснодарский институт, но так сложилось, что не поступила, и жизнь привела меня в СОШ № 5. Год я отработала старшей пионервожатой. И вот, в 1981-ом я снова поехала поступать, но уже в Майкопский педагогический институт. По определённым обстоятельствам отучилась там недолго, была вынуждена отчислиться.
В скором времени вышла замуж и родила сына. Было принято решение попытать удачу и снова поступить, но уже в Армавирский педагогический университет. Здесь училась заочно на учителя начальных классов.

– Скажите, что считаете своим самым большим профессиональным достижением?
– Уважение и благодарность детей, родителей. Ощущая это, понимаю, что не зря работаю. Их признание, ответная реакция – и есть моё достижение.

– Поддерживаете связь с выпускниками?
– Конечно, ведь они мои птенчики, – ласково улыбается Екатерина Николаевна. – Очень многие мальчишки и девчонки живут по всей стране, но я с ними всё равно на связи.

– Как классному руководителю стать по-настоящему классным?
– Все детки любят ласку, поддержку и заботу. Быть на одной волне, на голову выше или ниже ребёнка – это не про меня. А вот подобрать ключик к душе каждого – другое дело! И расположить его к себе не так уж сложно. Это может быть улыбка, взгляд, сенсация. Если ребёнок любит футбол, я ему говорю: «А я тоже болею за «Спартак!». Каждого малыша ценю, поэтому никого не оставляю без внимания. У меня даже классный коллектив называется «Лучики добра».

– Сложно завоёвывать авторитет у современных детей?
– Разговаривать на их языке – это уже не по возрасту мне, – признаётся педагог. – Но интересоваться тем, чем они живут – важно! Да, они отличаются от тех ребят, которые были раньше, и очень сильно. Поговорить о технике, увы, не могу, так как считаю себя обычным пользователем. Побеседовать о мультфильмах тоже нет возможности, поскольку не всегда нахожу время на просмотр новинок. Думаю, что общение на общие темы позволяет мне быть для них авторитетом. Поинтересоваться «как самочувствие?», «какое настроение?», «почему сегодня в этой кофточке?», сказать «тебе очень идёт этот цвет». Конечно, можем с ними пошутить, посмеяться. Вот такая коммуникация и располагает деток ко мне.

– Какими качествами должен обладать учитель?
– Учитель должен быть добрым – это самое важное. Безусловно, пользоваться авторитетом у детей, быть надёжным, без осуждений и стрессовых ситуаций по типу «Сейчас позвоню маме, и пусть она с тобой разбирается». Я всегда разговариваю с детьми, решаем проблемы сами, родителей подключаем в самую крайнюю очередь. Учу их извиняться, жать руки, понимать и прощать.

– Был ли у Вас наставник?
– Да, Наталья Борисовна Гончарова. Мы с ней поступили вместе в Армавирский педагогический университет. Она училась заочно и работала во «второй» школе. Как только я пришла сюда, она под крылышко меня к себе и взяла. С самого начала моей профессиональной деятельности в СОШ № 2 она звала к себе в гости. Приходила я к ней, приносила булочку, чай вместе пили и готовились к урокам. Она подсказывала, что будет лучше, делилась раздаточным материалом. Всё это было ненавязчиво. Она меня направляла, не указывала, а именно направляла.
У меня тогда в первом классе было 33 ребёнка, это очень тяжело. И Наталья Борисовна была для меня, как мама в школе, одно заглядывала в кабинет и спрашивала: «Всё ли нормально?», а я в ответ головой положительно кивала, – вспоминает Екатерина Николаевна. – Могла даже прийти на урок и сказать: «Так, дети, теперь я отведу часть занятия», а я в это время сидела, внимательно слушала.
Также была Мария Ильинична Черник, но она построже, всегда прямо говорила, как нужно преподавать, а как не стоит.
Третьим своим наставником считаю Надежду Анатольевну Назаренко. И с ней мы сразу сдружились. Она, кстати, тоже после уроков могла дать совет. Тогда подсказки друга, товарища, коллеги по работе были, как нынешние методы наставничества.

– Ради чего стоит идти в учителя?
– Чтобы передать свою любовь к преподаванию детям, и тем, кто пошёл по моим стопам. Работа нелёгкая, но очень интересная. Особенно приятно слышать, когда в пятом классе говорят: «Радостно идти к ребятам, которых выпустила Екатерина Николаевна».

– Какой для вас идеальный ученик?
– Спокойный, но разговорчивый, я это люблю, потому что чем больше они разговаривают, тем лучше у них развивается функция коммуникации. Естественно, воспитанный, вежливый, со своей, детской, непосредственностью (улыбается). Самое главное, чтобы был открытым и любознательным.

– А какой ученицей были вы?
– Ой, суетной, – смеётся педагог. – В старших классах являлась секретарём комсомольской организации и председателем школьной дружины. У меня была ведущая роль, тянула за собой всех и всё.
Помню, в десятом все девчонки красят волосы, а мне нельзя, я же в комсомоле. Вот, «накрыло» Катю, и она пошла к родителям деньги просить, но на что, не сказала, – вспоминает свои школьные годы Вегера. – Пришла в магазин, купила красную краску, дома намазала чёлку (а она была длинная, отец не разрешал волосы стричь, всегда в косу их заплетала). Утром проснулась и быстренько в школу. Прихожу, а у меня огненно-красное пятно на голове. Директор был в шоке, вызвал родителей: всё, как положено…
Чудили по-разному, – признаётся педагог. – В 9 классе сдавали на тракторе на права. Пацаны сядут в телегу и орут: «А за руль – Катька! Ей ничего не будет, у неё отец – зоотехник в совхозе». Я – в кабину, и мы едем металлолом собирать.
Зимой в хоккей играли. Очки сниму и иду на ворота. В общем, была заводная, даже шухерная.

– Были запоминающиеся моменты на работе?
– Почти каждый день необычный, – делится Екатерина Николаевна. – Спасибо деткам и родителям, всегда «на ура!» проходят праздники. Готовимся вместе – дети, мамы и папы. Утренники сплачивают абсолютно всех.
Я любительница поездок, они очень сплачивают. Поэтому вожу детей в Краснодар, Ростов-на-Дону. Ездим с ребятами не только развлекаться, но и в музеи, театры, бывали на шоколадной фабрике, в различных парках. На март месяц планируем с малышами выезд в Ростов на спектакль. Если родители не едут, ребёнка со мной отпускают, доверяют мне своё чадо, я это очень ценю. Самым запоминающимся, наверное, был выпускной в Горячем Ключе: полный автобус, родителям пришлось ещё три легковые машины подключать.
Классные часы всегда проходят интересно, особенно «Разговоры о важном». Деткам нравятся эти уроки, а мне нравится, что они развиваются, познают мир.

– В первый класс приходят малышами, и Вы видите этапы их становления. Наверное, интересно наблюдать, как они взрослеют?
– А ещё интересней слышать, – смеётся педагог. – 8 октября у нас была поездка. Детки проучились со мной 40 дней – маловато. Вот остановились в Брюховецкой, возле кафе, взяла кофе, стою в сторонке, пью. И тут выскакивает мой ребёнок-первоклассник, бежит ко мне навстречу и кричит на всю улицу: «Бабушка! Бабушка!». Добежал, глаза поднял: «Ой, Екатерина Николаевна», – делится учительница. – Мне было так приятно! Ведь бабушка для ребёнка кто? Самый любимый человек после мамы. Получается, что он ко мне привык за столь короткий срок, и такие моменты очень трогают душу.
За четыре года я вижу, как мои малыши меняются, растут. И всякий раз, выпуская их из-под своего крыла, я каждому из них желаю быть добрыми, внимательными, трудолюбивыми, честными – такими, как я их учила.

– Беседа с Екатериной Николаевной получилась очень душевной и интересной. С удовольствием наблюдала, с какой нежностью она отзывалась о своих малышах, бывших и настоящих, как горели её глаза, когда мы переносились в мир воспоминаний. От души желаю как можно дольше продолжать благородное дело, получать от работы только положительные эмоции и дарить свои безграничные знания маленьким щербиновцам.