Формула расчёта

264

Начало практически каждого отопительного сезона порождает вопросы потребителей тепла, живущих в многоквартирных домах и не имеющих систем индивидуального отопления. Эти «шероховатости» во взаимоотношениях с поставщиком тепла – МУП «Теплоэнерго» – обусловлены вполне понятными причинами. Плата по нормативу (в расчёт берётся общая площадь дома), даже распределённая равными долями на семимесячный период поставки тепла, не кажется маленькой. Особенно в свете того, что тепло – одна из прочих коммунальных услуг, которые тоже обходятся недёшево.

В то же время логична и позиция предприятия-поставщика услуги: оно действует на основе законодательства, регулирующего тарифы, порядок определён ведомственными приказами. Логика заключается и в экономической целесообразности, в сложных финансовых условиях осуществления производственной деятельности.
Чтобы внести некоторую ясность в злободневную тему, мы обратились за разъяснениями к Андрею Ефремову, директору «МУП «Теплоэнерго». Публикуем его официальный ответ:

– При расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению предприятие руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утверждёнными постановлением Правительства РФ 06.05.2011г. № 354.
Постановлением Правительства № 1708 от 28 декабря 2018 года утверждены изменения, которые вносятся в Правила. В соответствии с ними для помещений, в которых установлены индивидуальные источники тепловой энергии, объём потреблённой за расчётный период тепловой энергии, приходящийся на данное помещение, равен нулю, по такому помещению не начисляется плата за централизованное отопление данной квартиры, но в общей начисленной сумме пропорционально учитывается площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 года (№ 184) «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в пункт 40, в котором абзац второй изложен в следующей редакции: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42(1), 42(2),43,и 54 Правил». Иного порядка расчёта платы за отопление, в т. ч. для помещений, перешедших на индивидуальное отопление, не предусмотрено.

Плата за отопление для владельцев помещений, в которых установлены индивидуальные источники тепловой энергии, введена с 1 января 2019 года.
В расчёте размера платы за отопление участвуют:

– общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

– общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент такого переустройства законодательством Российской Федерации;

– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

– объём (количество) потреблённой за расчётный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определённый при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии или норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Формула расчёта платы за отопление учитывает всю общую площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома должным образом подключенного к системам теплоснабжения, как и всю общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества вне зависимости наличия или отсутствия отопительных приборов в помещениях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
В целом по дому размер платы за коммунальную услугу по отоплению не изменился. Производится перераспределение начислений между помещениями, имеющими индивидуальные источники тепловой энергии (плата введена) и помещениями с централизованным отоплением (плата уменьшена). Ранее весь объём тепловой энергии, поступающей в дом, оплачивали собственники помещений с централизованным отоплением.

По вопросу применения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях разъясняем:

норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления утверждён приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» и рассчитан на отопительный период 7 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода.

В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2015 № 17948-ОД/04, в соответствии с требованиями п. 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. (№ 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется, исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

Данная позиция подкреплена судебной практикой (Дело № А32-27641/2015 от 24.06.2016г.). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчёт норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из установленного норматива, и не предусматривает возможность корректировки, исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Кроме того, суд указал, что изменение продолжительности отопительного периода повлечёт изменение самого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из установленного норматива, и не предусматривает возможность корректировки, исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.