Моей прабабушке Екатерине Петровне Литвиновой (Сущенко) посвящается…

242
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Победа!!!
Катя бежала что есть силы по улочке, беспрестанно выкрикивая это слово. Победа – всего шесть букв, а радость от их звучания заполняла каждую клеточку, рвалась изнутри, и, казалось бы, еще чуть-чуть и сердце выпрыгнет наружу и поскачет вприпрыжку рядом с девушкой.

Все ближе и ближе родной дом. Катерина открыла калитку, впорхнула во двор, взбежала по ступенькам крылечка и влетела в комнату. Мать сидела на сундуке, укутанная в шерстяной платок, несмотря на теплую майскую погоду, и молча смотрела в одну точку.

-Мама! Война кончилась! Мы победили!!!
Мать вздрогнула от неожиданности, посмотрела на дочь, и слёзы одна за другой потекли по морщинистому лицу. Катя присела рядом с матерью и тоже разрыдалась в голос. Впервые за четыре года они плакали не от голода, холода и страха, а от радости, что всё плохое уже позади. Враг побеждён, повержен, и на русской земле воцарился долгожданный мир.

Когда первая волна радостной эйфории прошла, и слёзы не текли уже непрерывной рекой, Катя посмотрела на мать. Как же она сдала за эти четыре года. Из жизнерадостной, моложавой женщины она превратилась в старуху. А стоит ли удивляться? Война. Катерина подошла к зеркалу, взглянула на свое отражение и охнула. Она ли это? На неё смотрел не угловатый подросток с искринкой в глазах, а уставшая, измождённая девушка. Где же тот огонёк в глазах, куда он делся?
Катя отошла от зеркала и села рядом с матерью. Впервые за несколько лет она может никуда не спешить и сидеть на одном месте, сколько ей захочется. Катерина закрыла глаза…

Девушка сидела молча, перебирая в памяти события минувших лет, мозг словно нарочно начал вытаскивать картины из самых потаённых мест. Вот на вокзале они с отцом, матерью и сестрой Марусей провожают брата в армию. Ваня заливисто смеётся и всячески журит сестёр, обещает служить хорошо и исправно слать письма домой. На платформе Иван целует по очереди всю семью, радостно вскакивает на подножку вагона, кричит, что срок службы пройдёт так быстро, что и соскучиться не успеем, машет рукой и забегает в вагон. Никто тогда не знал, что больше они Ваню не увидят ни живым, ни мёртвым. Даже поплакать на его могиле не смогут. Ваня, отслужив год в армии, собрался в отпуск, но началась война. Он был направлен на фронт, не успев повидать своих родных. Зимой 1943 года в Махачкалу почтальон принёс похоронку. Катя как раз была дома и дрожащим голосом прочла, что Сущенко Иван Петрович геройски погиб 22 февраля 1943 года. Вот и в их семью постучалось горе, хотя война на тот момент уже забрала много жизней. Среди них были семеро братьев её матери, только один из них смог дожить до Победы.

Опять бегут, бегут картины перед глазами. Вспомнила Катя, как семнадцатилетней девчонкой пришла в вагонное депо города Махачкала, каким страшным и неуклюжим показался ей токарный станок, как начала она осваивать эту нелегкую и неженскую профессию – «токарь». Вспомнила первую выточенную деталь, как она гордилась, что может хоть чем-то помочь фронту. А первый собранный в депо бронепоезд провожали чуть ли не всем городом. Сам генерал приехал, чтобы пожать руку ей и ещё сотне таких же подростков, вчерашних школьников.

Вдруг радостная картина сменилась другой. Катя вспомнила, как вышла с подругой из депо, но пришлось вернуться на проходную, поставить подпись. Вдруг раздался страшный взрыв, на мгновение девушка даже потеряла ориентир, всё заволокло дымом. Катя выбежала на улицу и увидела, что на месте, где она стояла несколько минут назад, зияет огромная яма. Подруга погибла на месте, не успев даже испугаться. Кате удалось уцелеть. Это было первое её чудесное спасение. Второе будет несколько месяцев спустя.

Молодёжь депо послали рыть окопы для фронта. Враг был уже близко, до Моздока рукой подать. Налеты и бомбёжки стали повторяться чаще. Катерина рыла землю с таким остервенением, что казалось прокопает целый подземный тоннель. Злость к фрицам разрывала её девичье сердце, слёзы предательски жгли глаза. Катя тайком смахивала их, боясь, что вдруг кто-то заметит её маленькую слабость. Давно она уже не плакала, но сегодня слёзы лились сами по себе без остановки. Да как она могла? В голове просто не укладывается. Проспать начало рабочей смены! А эти пять минут так важны для фронта, для Победы. Хорошо, что начальник смены за неё заступился на товарищеском суде, а так могли бы с позором под трибунал отдать. И неважно, что ты молод, что спишь всего два часа в сутки, живёшь на заводе на военном положении и давно не видишь своих родных. А там, за горизонтом, на линии фронта, разве легко?

Легко ли безусым юнцам, вчерашним школьникам защищать нашу Родину? И вдруг размышления Кати прервал крик:
– Ложись! В окопы! Немцы в небе!
Катерина замешкалась, раздумывая, где искать спасение. Вдруг в нескольких метрах от неё раздался глухой звук. Перед ней лежала бомба, настоящая немецкая бомба, скинутая с борта самолета. Катя зажмурила глаза, готовясь к смерти. Секунда, две, три, пять… тишина. Катя открыла глаза, бомба продолжала лежать недалеко от неё. Из окопа раздался счастливый смех. Оказалось, что бомба была заряжена обычным песком. Так русские военнопленные спасли ей жизнь.

Картины, картины, картинки…, как много их за четыре года…Смерть, голод, холод и долгожданная Победа. Дождались, дожили, выстрадали… – все жертвы не зря. Катя открыла глаза, подошла к зеркалу, вновь окинула себя взглядом. А не надеть ли мне голубое платье с выпускного, сколько же ему ещё висеть и пылиться в шкафу? Праздник ведь на дворе – День Победы!

Александр ПАНФИЛОВ, учащийся 9 «А» класса СОШ № 2, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».