Случай на границе

536

Советско-Иранская граница в бытность СССР – была некой чертой, разделявшей социализм и капитализм. Мы, солдаты срочной службы, двадцатилетние пограничники, прошедшие воинскую подготовку в учебном центре, прекрасно понимали масштабы противостояния двух миров и хорошо усвоили задачи по охране государственной границы Советского Союза.

В течение трех лет я служил на пограничной заставе в Туркменистане, в то время этот период определялся как гражданский долг каждого, и мужчины моего поколения исполняли его с особой ответственностью и желанием. Туркмения входила в состав Союза Советских Социалистических республик, а, стало быть, охрана границы означала охрану рубежей Родины. Жизнь на заставе всецело определялась этой задачей: пограничные наряды в разное время суток уходили на службу сменяя на посту товарищей. Дозор, секрет, пост наблюдения, засада – все это обеспечивало круглосуточный контроль, и не случайно на вопрос: «Как дела на границе?», – мы всегда с гордостью отвечали: «Граница на замке!».

В ночь с 4-го на 5-е марта 1961 года я был старшим наряда на участке, где среди гор была долина реки Сумбар, уходящая своими истоками вверх по ущелью к линии границы. Воды в речке как правило не было, лишь там, у подножья горной гряды, где был ее исток, пробиваясь сквозь толщу горной породы, она струилась, теряясь в зарослях ежевики, арчи, дикого винограда и другой субтропической растительности. Именно это направление считалось наиболее вероятным, куда могут направляться те, кто задумал «преступить черту». По поступающим на заставу шифрограммам нам, несущим службу, доводилась информация из разведывательных источников о намерении нарушить границу тем или иным лицом или группой лиц. Это настраивало нас на готовность к задержанию или принятию боя в зависимости от складывающейся обстановки. В ту ночь нам было приказано нести службу именно в долине реки вид наряда «секрет», что означало: все вижу, все слышу, а меня никто.

Заняв позицию на местности, наряд из двух человек (я и рядовой Сергей Романенко, родом с Украины) пристально всматривались в кромешную тьму пытаясь разглядеть что-либо на тропе, истоптанной дикими кабанами, архарами, дикобразами, прочей живностью, обитающей в этих местах. Удивительная природа в марте месяце там очаровывает человека. Сопки покрываются цветущими красными тюльпанами, маками… Красота эта сохраняется в течение недели – десяти дней. После резкий переход к жаркой погоде, и вот уже солнце выжигает растительность, окрашивая сопки в серовато-бурый цвет. Время несения службы уже подходило к концу, как вдруг мы уловили запах костра. Дымок по горной щели поступал откуда-то с верху от линии границы, где не должно быть никого. Оперативно ставим в известность дежурного по заставе, и получаем команду подняться вверх по ущелью откуда доносился запах дыма. Пройдя с полкилометра, увидели отблески пламени. Сомнений в том, что это нарушитель границы не оставалось. Подойдя совсем близко, мы заметили греющегося человека. Переведя оружие в боевое положение, с криком: «Руки вверх!», – внезапно выскочили перед ним. На мужчине был характерный для этих мест халат и головной убор в виде тюбетейки. Вещей с ним никаких не было. Он медленно поднял руки, а я поспешил задать вопрос, есть ли при нем оружие? В ответ слышу нецензурные русские ругательства, вперемешку с тюркским наречием, из которых понимаю, что оружия при нем нет. Даю указание младшему наряда, в случае попытки сопротивления или бегства, стрелять на поражение. Сам же подхожу к нарушителю со спины, начинаю обыск: извлекаю из карманов нож, деньги, спички, завязанные в узелок лезвия для бритья, здесь же и в небольшом количестве гашиш (наркотик). Укладываю злодея лицом вниз, предварительно связав ему за спиной руки, даю команду младшему наряда сообщить о задержании нарушителя государственной границе по телефонной связи, установленной в определенных местах, и остаюсь охранять задержанного. В течение короткого времени, минут через 15-20 появляется начальником заставы с тревожной группой из пяти пограничников с поисковыми собаками. Осветительными ракетами вспыхнули окрестности ущелья, уходящего в сторону Ирана. Поисковые собаки, в зарослях ежевики разыскали кожаную сумку с какими-то бумагами на непонятном нам языке. Все найденное было отправлено в комендатуру погранотряда. Как выяснилось из допроса задержанного, он решил перейти границу, пытаясь уйти от судебной ответственности за хищение денежных средств у хозяина магазина, где работал продавцом. Так вышел на тропу, ведущую в заросли, родниковая вода пересекла ему путь, и он был вынужден по колено в воде преодолеть препятствие. Затем и разжег костер: просушить промокшую на нем одежду. Здесь же у костра произошло его задержание…

Очевидно, он не знал, что между двумя государствами Ираном и СССР существует договор о возвращении преступников в те страны, откуда они пытались убежать. Мне как старшему пограничного наряда пришлось описать все до мелочей, все события, произошедшие в ту ночь и сам процесс задержания. Из комендатуры, расположенной в тридцати километрах от заставы, мы возвращались во второй половине дня. Подъезжая, увидели, что на плацу с песней идет строевая подготовка: «Мы пограничники, нам страх неведом», – пели наши товарищи. Да и о каком страхе могла идти речь, когда тебе двадцать лет, а за спиной огромная мощная держава – Союз Советских Социалистических Республик.

Закончился же тот случай ожидаемо: после всех процедур допросов и установления причин нарушения границы, задержанного вернули обратно в Иран. Меня и младшего наряда командование войсковой части 2047 за умелые действия при задержании нарушителя государственной границы наградило нагрудными знаками «Отличный пограничник» и предоставило отпуск на Родину на десять дней. С тех пор прошли десятки лет, но в памяти навсегда остались воспоминания о трудной, и вместе с тем почетной службе в пограничных войсках.

Юрий ХАРАМАН, Герой труда Кубани, председатель СПК (колхоза) «Знамя Ленина», в прошлом солдат пограничных войск.

 

Сегодня, в праздничный день, поздравляю всех военнослужащих погранвойск и тех, кто в свое время был удостоен чести стоять на защите рубежей великой страны. В нашей истории немало героических подвигов воинов-пограничников, отстоявших ценой собственной жизни свободу и независимость Родины. Они первыми приняли на себя удар врага в годы Великой Отечественной, участвовали в военных операциях в Афганистане и на Северном Кавказе. Современное поколение пограничников продолжает отважно выполнять свой долг, демонстрируя самоотверженность, стойкость духа и силу воли.

Желаю всем поколениям военнослужащих пограничных войск здоровья, счастья, благополучия! Успешной службы нынешним солдатам и офицерам – бесстрашным защитникам Отчизны!