“Сокол” – “Соколу”

702

Необычна судьба Ивана Николаевича Буравца, родившегося в Старощербиновской в 1922 году. Родные считали его без вести пропавшим десятки лет.

Сегодня в архивных документах есть информация, что погиб старший сержант Буравец, служивший в 804-м бомбардировочном авиационном полку, 27 февраля 1943 года. Его самолет при выполнении боевого задания был сбит истребителями противника.
Подробности последнего вылета Пe-2 стали известны спустя 75 лет, когда, занимаясь раскопками в болоте Ястребец у села Жуково, новгородский поисковый отряд «Сокол» (руководитель Игорь Кун) наткнулся на интересную находку…

Поиски
Первыми предположение о тoм, что в болоте буквально в 3,5 километра от трассы на город Холм могут быть обломки советского самолета времен Великой Отечественной войны, высказали старорусские поисковики еще в 2010 году. Им, в свою очередь, об обнаруженных кусках алюминия, как это часто бывает, рассказал кто-то из местных жителей.
Но на разведку на Ястребец отправились бойцы новгородского поискового отряда «Сокол», имевшего необходимую технику для поднятия самолетов. Впрочем, на месте быстро стало понятно, что двигатель машины кем-то уже вывезен. Провернуть это дело без гусеничного тягача, по словам командира «соколят» Игоря Куна, было невозможно. Как говорится, кто так поступил – Бог ему судья.
Благодаря фрагментам самолета, на которых был читаемый номер, и исследовательской работе в архивах Министерства обороны, поисковикам удалось выяснить тип самолета, дату его последнего вылета и установить имена членов экипажа. Это были пилот Александр Соболев, стрелок-бомбардир Иван Буравец и стрелок-радист Иван Дудин. Летчики участвовали в наступательной операции «Полярная звезда», одной из целей которой была ликвидация противника в Демянском котле.
Из документов следует, что в тот день Пe-2 бомбил артиллерийские позиции немцев у деревни Жуково. На базу возвращался в составе эскадрильи из девяти самолетов. Скорее всего, из-за неопытности экипажа бомбардировщик, как написано в донесении, отстал примерно на 200 метров. И этим воспользовался немецкий истребитель ФВ-190, сумевший подойти очень близко и сбить наш самолет.
Самой ценной находкой поисковиков оказался небольшой фрагмент фюзеляжа, на котором краской было выведено – «сокол». Это стало символичным: «Сокол» пришел на помощь «соколу».

Память
Белые плиты военного мемориала «Кривовицы» за деревьями, укрытыми снегом, зимой с дороги практически неразличимы. На большой скорости промчавшись, не заметишь. Но 23 февраля, когда всенародно отмечался День защитника Отечества, возле них, несмотря на двадцатиградусный мороз, было непривычно многолюдно – шла подготовка к церемонии открытия памятного знака экипажу пикирующего бомбардировщика Пe-2 804-гo бомбардировочного авиационного полка Северо-Западного фронта, не вернувшемуся с боевого задания 27 февраля 1943 года. Создан памятник по инициативе и на средства поисковиков двух новгородских отрядов – «Скиф» и «Сокол».
На мероприятие были приглашены родственники Ивана Буравца – Сергей Акопян с сыном. Они приехали из Москвы.
– Портрет Ванечки висел в доме нашей прабабушки на кубани. Она рассказывала, что на фронт он ушел в 19 лет. Погиб, разбился на самолете. Ваня всегда был членом нашей семьи.
Иван Буравец был самым младшим в экипаже. В одном из писем матери он рассказывал о своих опасениях: как же он будет летать на Пе, если учился на другой машине?
При поднятии самолетов всегда остается вопрос: как именно погибли летчики? Есть информация, что Дудин выпрыгнул с парашютом и остался жив. Был взят в плен и вывезен в концлагерь в Польшу. Трижды бежал, но попадал снова в лагерь. В 44-м его освободили, продолжал воевать рядовым пехотинцем. Умер в 1977 году.
По его воспоминаниям, пересказанным родственниками, вместе с Дудиным выпрыгнул и Буравец. Он сильно обгорел и был ранен в ногу. При приземлении немцы расстреляли его на месте. А останки Соболева так и остались лежать в трясине, где был найден самолет. Эти данные не подтвержденные, основанные на словах людей.
Удачей для поисковиков стала находка в архивах фотографий всех членов экипажа для создания памятника. Теперь, спустя десятилетия, летчики воссоединились, пусть и на мемориальном камне.