Огонь, батарея!

652

С каждым годом все дальше и дальше от нас события суровых лет Великой Отечественной войны, все меньше остается очевидцев и ее участников. К сожалению, сегодня в мире предпринимаются кощунственные попытки переписать историю. Поэтому мы должны сохранить подлинные факты судеб наших ветеранов-земляков, навсегда вписавших свои имена в летопись Победы.

Для нас, потомков героического поколения, ценны воспоминания непосредственных участников Великой Отечественной войны. Из их рассказов мы можем узнать, какой ценой достался человечеству мир. Сохранились повествования ветеранов, в том числе Надежды Бесклубовой, жительницы села Ейское Укрепление.

«В 1943 году в октябре я отправилась защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков из своего села Ейское Укрепление. Уходила вместе с другими десятью девушками из бывшего Лиманского района.
В Краснодаре нас расформировали по воинским частям. Меня и Аню Положий из хутора Красный Дар, веру Мирошниченко из села Екатериновка направили в зенитную артиллерию, в 433-й отдельный артиллерийский дивизион, батарея МЗА/40 мм (мелкокалиберная зенитная артиллерия). С Аней мы служили в одном отделении до самого конца войны. После принятия присяги наш дивизион был направлен на оборону Керчи. Охраняли ремонтируемую подвесную дорогу через Керченский пролив, которую не переставали обстреливать и бомбить немцы. Но под прикрытием дымовой завесы дорогу ремонтировали, несмотря ни на что. Еще мы охраняли металлургический завод имени Войкова под Керчью, шоссе, по которому непрерывным потоком шли наши войска на передовую линию. Из Крыма нас перебросили на третий Украинский фронт. Прошли через Украину, Молдавию. Охраняли железнодорожные мосты и станции, аэродромы, перевалочные базы.
Очень тяжелое было время. Нелегкая служба, особенно для девушек и женщин. Но мы наравне с мужчинами переносили все тяготы войны, и у всех было одно-единственное желание – победить врага.На нас, зенитчиков, возлагалась большая задача: не допускать самолеты к охраняемым объектам. И хотя не всегда сбивали их, но отгоняли от объектов, и они в беспорядке сбрасывали смертоносный груз где попало.
Всю войну жили в землянках. Двигались за фронтом, часто меняли свои позиции и окапывались. Окопы нужно было вырыть для пушки, для снарядов, землянки – для разведчиков, для кухни, для командного пункта, себе для жилья.
Часто приходилось ночевать под открытым небом и летом, и зимой, и в дождь, и в снег. Охраняя ночное небо, из-за бомбежек не спали. Но мы не унывали. На нашей батарее в основном была молодежь от 17 лет и старше. В затишье откуда-то доставали музыкальные инструменты, потихоньку пели фронтовые песни. Однажды на наших глазах, прямым попаданием в землянку бомбы, погиб замечательный гитарист. Я ранений не имела. Только при минометном обстреле была присыпана землей.
Весть о Великой Победе встретила в Чехословакии».
Надежда Сергеевна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет вооруженных сил СССР», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».