Прошлое – Родина души

911

О том, как преображалась жизнь, устанавливалось и развивалось сельское хозяйство с 50-х годов 20-го века, в своих воспоминаниях рассказывает читатель газеты «Щербиновский курьер», наш постоянный автор, в прошлом агроном Борис Малявин.

На календаре – 1999 год. Мы стоим с Зинаидой Николаевной Новак, заведующей током в бригаде. Идет уборка хлебов. С полей, от комбайнов мимо нас проезжают груженные зерном машины. Отметившись на весовой, водители высыпают пшеницу из кузовов в бункер ЗАВ-20 (его емкость – 120 тонн). Дальше зерно с помощью электромотора подается на решето. Просеянное, откалиброванное, оно направляется в бункеры. Уборка урожая для нас всегда была ответственной порой. Если вести отсчет с того времени, когда я устроился на работу в колхоз «Красный партизан», то это была моя 46-я уборочная страда. Уникальная сельскохозяйственная пора, когда пожинаешь плоды своих усилий. Иногда радостная, иногда не очень, но всегда особенная.
А где же люди? Там дальше, на току, две женщины, механизатор. Готовят обед кухарки, веером искр напоминает о себе газоэлектросварщик, заправщик заливает дизельное топливо в цистерну машины. Вот и все находящиеся на тот момент в бригаде. Но так было не всегда. Я вспомнил, когда только начинал работать. Это была совсем другая история…
Мысленно возвращаюсь в прошлое. В пятидесятые годы тут не протолкнуться: одни женщины лопатами буртуют чистое зерно, другие готовят площадку для него, пацанва мотается по территории с фурманками, спеша разгрузить зерно первыми. Но самое большое скопление народа – возле деревянных веялок. Каждую из них обслуживают шесть женщин. Две вручную приводят в движение чудо-машину, еще пара относят ящиками чистое зерно, остальные перемещают на ток вторые сорта пшеницы. Производительность веялки без поломок тогда составляла до трех тонн в час. Для сравнения: ЗАВ-20 в час отсеивает 20 тонн зерна, соответственно за 10 часов – 200 тонн. Чтобы насеять веялкой такое количество, труженицам нужно было крутить семь дней.
В наше время никто не грузит ведрами зерно в кузов полуторки, не сеет решетом вручную его на семена. Все эти работы выполняют очистительные машины. Современному автомобилю КАМАЗ стоит подъехать к бункеру, открыть заслонку – и 10 тонн уже в кузове. Для этого количества бедной «полуторке» семь рейсов требовалось.
В послевоенные годы на полях Кубани работали комбайны таких марок, как «Коммунар», «Сталинец». Опора с землей каждого – по три железных колеса.
Прицепной мотор в «Сталинце» – 53 лошадиные силы, четырехметровая жатка с парусиновым транспортером для скошенной массы пшеницы, бункер – 1,8 тонны. Жатка поднималась штурвалом через цепи. Работал он в паре с СТЗ-1. А сегодня, например, «Дон-1500» за 10 часов убирает 20 гектаров пшеницы с урожайностью 50 центнеров с одного и намолачивает 1000 центнеров. Чтобы получить такое количество зерна, «Сталинцу» пришлось бы работать шесть дней.
В начале пятидесятых годов урожайность была 10-12 центнеров с гектара. Мальчишкам, которые помогали нам тогда, чтобы разгрузить пятитонный бункер современного «Дон-1500», потребовалось бы сделать десять рейсов лошадьми, запряженными фурманками.
А трактора? Трехтонный сельскохозяйственный агрегат «СТЗ-1» среднего класса выполнял все полевые работы, даже пахал. Мотор мощностью в 31 лошадиную силу работал на керосине, заводился ручкой от магнето. Современный трактор «К-700» мощностью 300 «лошадок» за десять часов дискует и культивирует поле, может погрузить ковшом 250 тонн удобрений, за день вспахать 35-40 гектаров. Для сравнения: «СТЗ-1» за это же время обрабатывал всего 3-5 гектаров.
Никто в наше время не скирдует вилами сено, солому. Их на поле тюкует в рулоны специальная техника. Вес каждого тюка – 500 килограммов. Трактор-стогомет грузит их в машину и отвозит к месту назначения.
Кухарки больше не возят механизаторам в поле обеды.
На работу ездят не на лошадях и быках, а в автобусах, и на автомобилях. Сказка! Мне повезло, я видел, как преображалась жизнь на селе, устанавливалась и развивалась, выходя с каждым годом на новый уровень.

Борис МАЛЯВИН, ветеран труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени (стаж работы 49 лет). Село Ейское Укрепление.