Пасха Христова: история и традиции

1218

Дорогие братья и сестры!

С величайшей радостью поздравляю всех вас с пресветлым торжеством живоносного Воскресения Христова и сердечно приветствую вечно живыми словами великого пасхального дня: Христос Воскресе!
Пасха, Воскресение Христово – это свидетельство победы жизни над смертью, победы Божественной правды над лукавым поползновением диавола на создание Божие. В день Пасхи мы, приобщаясь к торжеству веры, получаем твердое уверение, что нет смерти как таковой.
Мы убеждаемся в том, что Христос, будучи Богом, воплотившись от Пречистой Девы Марии, в Своем Воскресении даровал нам живот вечный. Если бы наше бытие действительно кончалось смертью на земле, мы не имели бы божественного смысла существования и возможности будущего блаженства. Но Воскресение Христово уверяет нас, что смерть – это лишь переход из одного состояния в другое, из временного в вечное.
Господь пострадал за нас и принял смерть, явив Свою любовь к нам и показав путь к спасению. По милости Божией мы здесь имеем все необходимое для жизни. Не будем же разрушать данное нам Богом богатство через вражду, ненависть и зависть, но простим вся Воскресением друг другу. Мы все дети Единого Бога, Который нас призывает к миру и согласию. Пусть же в эти светлые дни наши сердца исполнятся мира и благости.
Братия и сестры, храните нашу православную веру. Прививайте ее детям, ибо вера – это источник духовного и нравственного здоровья всего нашего общества! Пусть же и на будущее время укрепляет нас Воскресший Спаситель Господь Иисус Христос, вселяя любовь к родным и близким, любовь к Отечеству, столь нуждающемуся сегодня в патриотическом служении всех своих сыновей и дочерей. Но самое главное, помните заповедь: возлюби Бога всем сердцем и всею душею своею!
Молитвенно желаю вам встретить и провести эти святые дни в добром здравии, духовной радости и во всяком благополучии. Пусть радость о Воскресшем Господе укрепляет и вдохновляет в жизни, делах и трудах ваших. Великая радость и свет Пасхи Христовой да принесут доброе согласие и любовь вашей семье и вашему дому.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Благочинный Церквей Щербиновского округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Старощербиновской, протоиерей Сергий Молотков.

Праздник Пасхи Христовой отмечают как минимум два с половиной миллиарда человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая Воскресение Христа главным событием истории человечества. Христос 40 дней – до Вознесения, пребывал с учениками. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение 40 дней, и все это время православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!

Святая Пасха – самый главный праздник года для православных христиан. День Воскресения Иисуса Христа, своею смертью искупившего людские грехи, открывшего врата рая, – торжество, смысл и основание христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор.15, 14), – говорит Апостол Павел. «Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет, за ней – свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это».
Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, в тот же день вечером ученики Христа сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовониями, обвили полотном и похоронили в каменной пещере. На следующий день, иудейские первосвященники и книжники, получив разрешение от Понтия Пилата, приставили ко гробу воинов и привалили камень ко гробу, так как они вспомнили слова Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они говорили между собою: «кто отвалит нам камень от двери гроба?». Камень же был очень велик. Подойдя ко гробу они увидели, что камень отвален от гроба, а на камне увидели светозарного ангела. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Мироносицы со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им. По воскресении Христос явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, а затем двум апостолам – Клеопе и Луке. И Мария Магдалина, и апостолы не сразу узнали Христа, только когда их духовные очи отверзлись, они прозрели в случайном сотрапезнике Воскресшего Спасителя. «Увидеть Его (Христа) присутствие стало возможно только посредством духовного зрения, подобно тому как и ныне в евангельском образе Иисуса из Назарета только силой веры, открывающей духовное зрение, можно увидеть и принять Спасителя, Сына Божия». «Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению.
Обычай приветствовать друг друга в Пасху словами «Христос Воскресе» – очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34).
Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.
С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи?
Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения. Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются не все, то по совершении Литургии в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. По благословению и освящению христианских пасх и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление, прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху, двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.
Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пении песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище или иное народное зрелище».
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Еду, освященную в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Как поминают усопших в дни Пасхи?
Великая Суббота и Пасха – это не время посещать кладбища, это время радости о Господе Воскресшем. В церковном календаре есть дни поминовения усопших. На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, победы Христа над смертью, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Даже отпевание умерших в пасхальные дни совершается по особому чину. Поминовение усопших возобновляется с Радоницы – вторника второй недели после Пасхи, когда православные после церковной молитвы об усопших посещают кладбища, приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.