Память о войне и об отце

794
Иван Семенович Шамало

Наш отец Иван Семенович Шамало родился в простой крестьянской семье. Он часто в рассказах вспоминал свое детство, как с ранних лет помогал по хозяйству. За лошадьми смотрел, пахать, сеять приходилось – да мало ли работы на селе!
С нашей мамой, Анной Титовной (в девичестве Стрижак), они поженились в 1936 году. До войны Иван Семенович работал в колхозе. В 38-м окончил лабинскую школу автомобильных и тракторных механиков. В семейном архиве сохранился документ о том, что папа «…окончил курсы трактористов-дизелистов и проявил отличную успеваемость».
Когда началась война, отца на фронт не забрали, надо было уборку урожая завершить. Он ушел позже. Мне тогда было пять лет, но я хорошо помню тот день, 8 ноября 1941 года: папа пришел из военкомата, принес ружье и ватную фуфайку…
Мы остались втроем: мама, я и младший брат. С весны до осени жили в колхозной бригаде, домой наведывались редко. Тогда все, от мала до велика, трудились для фронта, для победы, а отцы, как наш, воевали. Первое время получали письма-треугольники с адресом полевой почты. Папу сразу зачислили в стрелковый взвод Азовской флотилии, потом – в стрелковый полк. Он участвовал в боях за Новороссийск на Малой земле, защищал Севастополь. Кажется, простые строчки из военной биографии. Все ужасы войны мы представляем только из книг, фильмов, рассказов. И лишь они, фронтовики, это испытали на себе. Помню, после просмотра фильма о войне, мы начинали бурно обсуждать, высказывать свое мнение, а отец так спокойно всегда говорил: «Да нет, девчата, по-другому было…», – и без трагизма, а даже с юмором, делился с нами своими воспоминаниями. Папа вообще был очень хорошим рассказчиком. Жаль, что мы слушали его вполуха…
Во время боев в Крыму отец попал в плен. Страшно представить, что ему пришлось пережить. Когда их освободили, папа весил 36 килограммов, его выходила крымская татарка, кормила мамалыгой. Немного поправившись, он снова отправился на фронт. Воевал в Прибалтике, где был ранен во время очередной разведывательной операции. Правая рука и плечо были раздроблены. Отец говорил, что рука буквально висела на ниточке, но ему повезло. В томском госпитале, глубоко в тылу, куда он был доставлен на лечение, попался хороший хирург. Сложил руку из кусочков, не стал ампутировать. Наверное, понимал, что значит правая рука для кормильца семьи, да еще на селе. В апреле 45-го, незадолго до Победы, отца выписали из госпиталя, только домой добирался долго. Вернулся в мае. Я пришла из школы, а на лавке с подвязанной рукой сидел папа. Я расплакалась… Он обнял меня крепко и поцеловал.
Вспоминая об отце, надо сказать, что для всех нас были трудные времена. Пока одни громили врага, другие пытались выжить. Голод, холод, болезни. Один врач на весь район и никаких лекарств. Да что там лекарств! Не было ни мыла, ни элементарных бытовых условий: света, газа, полы в доме – земляные. Печку топили соломой и камышом. Уроки учили при «каганце». В 43-м году, когда я пошла в первый класс, тетрадей было не достать. Продукты – тоже большой дефицит. Спасало подсобное хозяйство, но в период оккупации все забирали немцы и полицаи. Хорошо помню лепешки с отрубями и подсолнечным жмыхом. В каждой семье была своя «мельничка» – два камня-жернова, на них перетирали зерно в крупу, муку отсеивали. Тем и спасались…
И вот однажды в школе, на последнем уроке директор сказал нам, что война закончилась! Мы, дети, плакали, мальчишки кричали «Ура!» и бросали вверх книги.
Послевоенные годы тоже были далеко не легкими, урожаи в колхозе – низкие. Везде висели призывные плакаты «Убрать пшеницу до единого зерна!», поэтому даже колоски, оставшиеся на полях, нельзя было собирать. Но мы никогда не слышали от своих родителей жалоб на трудную жизнь. Все принималось как должное и не обсуждалось. Отец – порядочный, культурный, уважающий закон и власть – и нас так воспитывал: «Хорошо учитесь, трудитесь, надейтесь на себя…». Сам он, вернувшись с фронта, работал трактористом в колхозе имени Фрунзе. Работал добросовестно. Об этом говорят и его награды: «Ветеран труда», «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». Особую гордость у нас вызывала папина солдатская медаль «За отвагу». Он в свою очередь гордился нашими успехами и старался дать нам образование.
Наши родители жили в тяжелые времена, много горя и трудностей выпало на их долю. Мама умерла, когда ей исполнился 51 год, отец – в 67 лет… Каждый год 9 мая, после митинга, мы приходим на кладбище отдать им дань памяти и благодарности, поздравить с Днем Победы.

Надежда Сарана (Шамало), ст. Старощербиновская.