Великий пост – служить людям

1240

Великий пост – самый длительный из всех православных постов. Он длится практически семь недель. Первые шесть называются «Святой четыредесятницей», а последняя – «Страстная седмица». В этот период все молитвы и обращения к Богу отличаются особым покаянием и смирением. Современные люди, зная о Великом посте и стремясь его соблюдать, часто придают большее значение внешним ограничениям, забывая порой о главной сути – духовной работе над собой. В каждом из нас сидит внутренний фарисей, для которого пост – это сумма каких-то внешних недеяний – не есть мясо,
не делать чего-то. А на самом деле пост должен быть временем большего напряже-
ния в доброделании и духовной жизни. Богу намного приятнее, когда мы служим
людям, а не когда мы ограничиваем себя в пище.

Надо стараться больше думать о Боге и ближнем и меньше – о развлечениях. Не только молитвенное правило, но и работу, которая обеспечивает нас хлебом насущным, выполнять добросовестнее, чем привыкли. Ведь часто мы все делаем вполсилы, а то и в четверть, не доводим начатое дело до конца – это тоже плоды грехопадения, поврежденной души.
Так же небрежно мы зачастую и молимся – читаем правило по молитвослову, а мыслями и чувствами остаемся в праздности. Попытка прочитать молитву внимательнее, задействовав при этом ум и сердце, – это уже усилие для встречи с Богом, и Господь непременно его вознаградит. Ограничение в пище и развлечениях – только средства, а цель поста – возрождение отношений с другими людьми и с Богом. Когда это удается, вера перестает быть для нас обязательством, она становится потребностью, радостью, что Бог про тебя не забыл, что Он снисходителен к твоей слабости, что Он не оставит тебя ни в этой жизни, ни в смерти, ни в вечности. Это помогает и к другим людям относиться иначе – без требовательности и осуждения, а милостиво и сострадательно, потому что и сам я – такой же немощный, грешный человек.
Великий пост заканчивается днями, когда Христос претерпевает за наши грехи крестные муки. Церковь призывает нас приложить максимум усилий, чтобы мы почувствовали серьезность события, которое не в прошлом, – и Рождество, и распятие, и Воскресение происходят сейчас, во время богослужения.
Самая распространенная наша ошибка в том, что мы не воспринимаем так пост, а относимся к нему как к формальному правилу, которое положено выполнять. А зачем, если нет жажды веры и общения? Ничего страшного, если человек весь пост трудился, а отношения не вернулись – Бог остался далек от него. Надо просто сказать: «Господи, я жду Тебя», и тогда встреча непременно состоится. Раньше или позже, но, главное, это будет подлинная встреча, а не выдуманная. Страшнее жить в самообмане, что веруешь. Самое важное в духовной жизни – вернуться к правде веры, ее подлинности, и пост дает нам такую возможность.

Как поминать усопших в Великий пост
Поминать усопших в Великий пост 2019 года можно и нужно в ежедневной личной молитве, на Литургии в выходные дни и особо – в родительские субботы, которые приходятся в этом году на 23 и 30 марта. Главное церковное поминовение – это молитва. Священник, находясь в алтаре, извлекает частичку из просфоры под чтение имен из поданных верующими записок. Записки читаются и во время самой Литургии. Но в дни Великого поста меняется весь строй церковной жизни, в том числе богослужебный – полные Литургии в будни не совершаются, а значит, и молитва об усопших звучит в храме реже. Если чей-то день памяти приходится на будни, то записку для церковного поминовения нужно подать на ближайшие субботу или воскресенье, а возможность совершения панихиды точно в дату обсудить в конкретном храме. Чтобы как-то компенсировать отсутствие ежедневного церковного поминовения усопших, были установлены родительские субботы, когда служатся заупокойная литургия и панихида. В дни Великого поста обычно их три, но в 2019 году одна из них приходится на канун Благовещения, и потому в субботу 6 апреля будет совершаться не заупокойная, а предпраздничная Литургия, но на ней также можно будет помолиться об усопших.