Переход на новые образовательные стандарты

817
NNSH

Переход на новые образовательные стандарты в Щербиновском районе начался с МОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского. Там с 1 сентября 2010 года осуществляется апробация нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Опытно-экспериментальная работа ведется в двух первых классах. В них обучаются 55 человек. В апробации Стандарта участвуют учителя высшей квалификационной категории Л.А. Ардашева (1 «А» класс) и С.Н. Уварова (1 «Б» класс).

Конечно у школы, первой вошедшей в эксперимент, возникают определенные трудности. У учителей появляются вопросы и по планированию уроков, и по оценке результатов деятельности учащихся. Трудно начинать с нуля, когда нет готовых решений. Школой ведется планомерная работа по совершенствованию учебно-планирующей документации, осуществляется мониторинг достижений первоклассников.

 


С 1 сентября 2011 года в России повсеместно начнут действовать ФГОС НОО второго поколения. Естественно, что родителей будущих первоклассников волнует вопрос: «В чем принципиальное отличие стандартов нового поколения от предыдущих?»

 

Постараемся кратко обрисовать основные направления школьного образования, которые затронут изменения. 
Во-первых, ФГОС второго поколения пытаются подстроиться под социальный заказ общества, в их основу положен деятельностный подход. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного направления развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Сейчас школа учит детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в ходе решения научно-познавательных и учебно-практических задач, причем все итоговые задания будут ориентированны не на то, чтобы сформулировать какое-либо понятие, а будут проверять умение применять полученные знания на практике.

Во-вторых, по новому стандарту в школы будет введено десять часов внеучебной деятельности в неделю. Образовательные учреждения смогут как сами разрабатывать программы, так и использовать уже существующие. Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит школа в зависимости от выбранного направления. Сколько именно их будет – решает само учреждение.

Ребенку не обязательно посещать все дополнительные занятия, он может ограничиться каким-то одним кружком, в таком случае дополнительная нагрузка будет составлять 2-3 часа в неделю. Понятно, что если ребенок профессионально занимается хореографией в какой-нибудь студии, то никто его не заставит ходить на танцы в школе. Школы должны максимально вовлекать детей в деятельность, их задача – представить такой спектр услуг, чтобы заинтересовать каждого ребенка.

В-третьих, в школах по новой программе у четвероклассников появится предмет, которого раньше не было, – «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики.

У каждого ребенка будет выбор, какой из шести модулей он хочет изучать, к тому же все модули нового курса будут носить культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским пособиям. С апреля 2010 года в качестве эксперимента этот предмет уже был введен в 19 субъектах РФ.
Проекты стандартов для основной школы уже разработаны. Вводиться эти стандарты будут не ранее 2013 года.

Они выполнены в концепции начальной школы. Точно так же появится внеучебная деятельность, но если в начальной школе 80 процентов основной общеобразовательной программы диктует государство, а 20 процентов отдается учреждению, то в пятых – девятых классах внеучебной деятельности будет больше.
Теперь 60 процентов программы будет определять государство, а 40 процентов – разрабатывать школа. Фундаментальное ядро основного общего образования (совокупность знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися) по сравнению со стандартами первого поколения подверглось незначительным изменениям, т.е. будут изучаться те же предметы и примерно в таком же объеме.

Федеральные государственные образовательные стандарты для средней школы сейчас широко обсуждаются общественностью. Пока они не приняты. Есть много вопросов, до конца не проработанных составителями стандартов. Большая степень свободы, которая новыми стандартами предоставляется старше-классникам при выборе образовательной траектории, вызывает нарекания как у родителей, так и у педагогов.

Новый стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей.

Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям, и планируют свои шаги по совершенствованию материально-технической базы, ведь с 1 сентября 2011 года все школы края, в том числе и школы Щербиновского района, обязаны будут учить первоклассников по-новому.