Клиент – за помощью, деньги – за клиентом

779
MedStrah

В минувший четверг в администрации района прошло заседание «круглого стола» по вопросам применения нового закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Вел заседание глава муниципального образования А.А. Мищенко, участие в нем приняли первый заместитель главы администрации района А.А. Беликов, главы сельских поселений, руководители медицинских учреждений района, страховых компаний.

Речь, в частности, шла о том, как в условиях действия новой версии закона об ОМС будут строиться отношения между лечебными учреждениями и страховыми компаниями, каким образом будут защищены права гражданина в системе обязательного медицинского страхования, в первую очередь, право на получение доступной и качественной медицинской помощи.

Принципиальное новшество закона заключается в том, что с 1 января 2011 года, с момента его вступления в силу, право выбора и заключения договора со страховой компанией получает сам гражданин. До сих пор это делали или работодатели или региональные власти в зависимости от того, работает человек или нет. Теперь сам гражданин (если речь идет о детях, то их родители) должен и может выбрать, услугами какой страховой компании он будет пользоваться. Это не означает обязательной смены страховой компании. Если ее работа устраивает клиента и срок действия страхового полиса не истек, страховая компания автоматически остается прежней, и гражданин продолжает пользоваться ее услугами. Но может случиться и обратное, и тогда с полным правом можно сменить страховую компанию. Делать это можно будет не чаще одного раза в год, заявление в выбранную страховую компанию нужно подавать до 1 ноября (с этого момента вы – ее клиент). Если сделать это позже 1 ноября, услугами выбранной страховой компании можно будет воспользоваться с начала следующего года.

Еще одна новация. С 1 мая этого года гражданам России начнут выдавать полис ОМС единого образца. Не одномоментно, а постепенно, поэтому торопиться не стоит, «старый», с неистекшим сроком действия полис будет действителен тоже. Полис нового образца станет бессрочным, сведений о работодателе в нем уже не будет. Менять его при переходе в новую страховую компанию не потребуется (исключение – смена фамилии, даты рождения, ошибки при заполнении и т.п.). Принципиально то, что «новый» полис будет реально действовать на всей территории России.

И последнее. Со вступлением в силу нового закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» гражданин получает право выбора не только страховой компании, но и лечебного учреждения (в данном случае амбулаторно-поликлинического, то есть поликлиники, но не стационара), а внутри него – врача-специалиста. Можно выбрать и частную клинику, если она вошла в программу госгарантий на 2011 год.

Как и прежде, но с большим акцентом на это, у гражданина (пациента) есть право обратиться в свою страховую компанию, если он считает ошибочным поставленный диагноз, недоволен качеством лечения и т.п.
Это тезисное изложение новшеств закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», о которых участники «круглого стола» говорили в начале его заседания. Дальше «температура» обсуждения стала расти по мере того, как обозначались проблемы – от кредиторской задолженности лечебных учреждений до острой нехватки врачебных кадров в районной медицине.

Существующая сейчас система финансирования (бюджетно-страховая) муниципальной медицинской помощи, тариф и его составляющие (то есть нормативы стоимости и возмещения) на медицинскую помощь – оплата труда и начисления на нее, услуги лечения, питание больных, приобретение мягкого инвентаря, реактивов и химикатов – отстали, мягко говоря, от реальных цен на лекарственные препараты, закупаемые продукты, от уровня инфляции; тариф не учитывает расходы лечебных учреждений на услуги связи и «коммуналку», транспорт, обслуживание компьютерной техники и т.д. Здесь во многом и кроется причина финансового «нездоровья» муниципальной медицины (наш район – далеко не исключение из общего правила).

Принятый закон по задумке авторов должен исправить такое положение: новый тариф на медицинскую помощь включит в себя оплату части названных выше услуг, но лишь части, а значит, задолженность лечебных учреждений муниципального звена никуда не исчезнет и расти не перестанет. Чем это реально может обернуться для рядовых пациентов? В частности, еще большей нехваткой лекарств, которые пациентам все чаще нужно будет приобретать «за свои», и другими потерями для «доступного и качественного» лечения. Сейчас нередко именно так и происходит.

Можно, конечно, сэкономить, оптимизируя участковые больницы, персонал районных, делая ставку на врачей общей практики, создание межрайонных медицинских центров. Звучало такое мнение и на заседании «круглого стола». Замечу сразу, поддержки у руководства района, глав поселений и, в частности, руководителя страховой компании «Солидарность для жизни» М.Н. Кряжова оно не нашло, ведь «оптимизация», несмотря на бодрый корень слова, означает банальное сокращение и закрытие со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями. Может, сначала надо что-то создать – действительно доступное и качественное, а уж потом думать о сокращении либо закрытии уже существующего. В отсутствие проработанных стандартов оказания медицинской помощи населению, четко прописанного перечня бесплатных услуг (как и тех, что являются платными), на которые имеют право граждане, любые резкие «движения» в очень чувствительной сфере могут возыметь обратный эффект.

Достаточно взять во внимание хотя бы возраст многих больных на селе, их скромные финансовые возможности. В район выехать, и то беда, куда уж там дальше.
Возвращаясь к тарифу на оказание медицинской помощи, стоит сказать, что установление его по предложению соответствующих краевых департаментов – прерогатива региональных законодателей. Регионы же в свою очередь получают «рекомендации» из федерального центра, и что тут можно изменить, трудный вопрос. Но, наверное, стоит обсудить, и это общее мнение многих руководителей муниципальных лечебных учреждений, страховых компаний, насколько существующий сегодня тариф продуман и реален, пересмотреть под этим углом программу государственных гарантий оказания медицинской помощи. Такие предложения не раз звучали во время обсуждения.

На заседании «круглого стола» прозвучала и озабоченность глав поселений по поводу того, что не повлечет ли выбор врача пациентом некие трудности в обращении к другим специалистам. Как выяснилось, нет. Пациент, обратившийся к участковому врачу или врачу общей практики (если таковой имеется), получает от них направление ко всем нужным «узким» специалистам без ограничения. Новый закон дает право выбора страховой компании, врача – чаще всего терапевта, поликлиники. В остальном порядок обращений к другим специалистам фактически остается прежним.

Невозможно рассказать обо всех деталях обсуждения нового закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» на заседании «круглого стола». Позволю высказать и свое мнение, навеянное состоявшимся обсуждением. Сверхзадача авторов закона понятна: сделать более конкурентной и эту сферу услуг, дать гражданам право и свободу выбора (а это великая вещь), снять «географические» ограничения, оплачивать оказываемые услуги медицинской помощи «по полной». Но что-то подсказывает: радоваться рано. За скобками осталось слишком много вопросов, о некоторых, прозвучавших на заседании «круглого стола», я уже сказал. Ну какая, к примеру, конкуренция лечебных учреждений в таких муниципалитетах, как наш; сколько страховых взносов могут перечислить здесь и, скажем, в Сочи. А ведь еще есть проблемы низкой заработной платы и дефицита кадров, капитального ремонта лечебных учреждений, оснащения их хорошим оборудованием. Никуда не делся и пресловутый дамоклов меч оптимизации.

Вот и не удается избавиться от ощущения, что с муниципальной медициной может случиться рано или поздно то же самое, что и с муниципальными бюджетами. Последние уже никак не «тянут», не обеспечивают многие местные полномочия из-за явных перекосов в межбюджетных отношениях. Так и муниципальной медицине из-за непродуманности тарифа на оказание медицинской помощи населению, недостатка или отсутствия финансирования из других источников кроме страхового, просто субъективного взгляда на социальную роль здравоохранения в условиях рынка будет все труднее «вытягивать» роль бесплатной и доступной. Возможно, эти опасения беспочвенны, и новый закон, принятый, кстати сказать, без широкого предварительного обсуждения, хорош без оговорок. Точный диагноз поставит практика его применения. Страховая медицина хороша и тем, что оставляет гражданину еще одно право – право самому заботиться о своем здоровье. Образом жизни, привычками, внутренним мироощущением. Будьте здоровы!