Об особенностях медицинского обслуживания населения по-немецки

796
А.А.Беликов (справа) с главными врачами ортопедической клиники г. Хайдельберга

С 1 по 7 ноября этого года первый заместитель главы администрации района А.А. Беликов в составе представительной делегации Кубани, которую возглавлял первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края Н.В.Босак, побывал в Федеративной республике Германия.
Цель поездки – всестороннее и глубокое изучение организации медицинского обслуживания населения в этой европейской стране.

 

 


– Алексей Анатольевич, так каковы же эти особенности медицинского обслуживания населения, так сказать, по-немецки?
– Если ответить на этот вопрос однозначно, то, естественно, они, в отличие от наших, российских или даже щербиновских, в чем-то очень специфические. Поэтому начну свой рассказ с того, что наша делегация – а это были в основном главные врачи ряда городских и районных больниц Кубани, а также шесть заместителей глав администраций муниципальных образований, непосредственно курирующие вопросы здравоохранения, – побывали в г. Хайдельберге, расположенном на юге страны. Кстати, этот город был выбран, как нам сразу стало понятно, далеко не случайно. Дело в том, что (как мы потом сами об этом говорили) там не клиника находилась в городе, а сам город как бы расположился в клинике!
– Как это понять?
– А очень даже просто: из 450 тысяч жителей Хайдельберга, считай, две третьих горожан либо работают в местной клинике, либо что-то делают необходимое для этого целого комплекса лечебных учреждений, а он включает в себя детскую поликлинику, клиники внутренних органов, женских и онкологических заболеваний и другие лечебные учреждения.
Знакомство с медицинским обслуживанием населения Германии мы вообще-то начали с частной клиники. И сразу поразило то, что в здании мы не увидели… ни одного пациента! Оказалось, что эта особенность свойственна не только для этой частной клиники, но и государственных медицинских учреждений.
– Так что, выходит, люди там вовсе не болеют?!
– Конечно, нет, однако немцы, оказывается, отдают предпочтение стационарзаменяющим технологиям, то есть, пользуясь российской терминологией, дневным стационарам. И как пояснил нам главный врач частной клиники, если пациент после, скажем, хирургической операции или просто длительного лечения, связанного с тяжелым заболеванием, способен самостоятельно сделать хотя бы три шага, его следует тут же выписывать домой.
Что же касается государственных медицинских учреждений, то по сути принципиальной разницы в организации медобслуживания населения между ними и частными клиниками мы не обнаружили.
– Алексей Анатольевич, а на что вы еще обратили внимание в ходе этой поездки?
– Ключевой фигурой в германской медицине выступает главный врач. Правда, в отличие от его российского коллеги, он совершенно не занимается хозяйственной деятельностью, а целиком и полностью сосредоточен на лечении своих пациентов. Немецкий главврач, скорее, лечащий, практикующий врач, нежели администратор. И вообще, если говорить о структуре медицинских учреждений этой страны, то главврачи там, в отличие от нас, руководят отделениями, а обычные врачи (в нашем понимании) у них называются стажерами, но все это – в порядке вещей: так там давно уже принято. Кстати, рабочий режим любой клиники там построен таким образом, что и днем, и ночью в ней обязательно дежурит опять-таки один из главных врачей.
А теперь отдельно хотелось бы остановиться на работе «скорой помощи» в Германии. Во-первых, это совершенно не структурное подразделение какой-то отдельно взятой клиники: «скорая помощь» там находится в структурных подразделениях организации Красного Креста.
– И как же она функционирует?
– Допустим, от какого-то гражданина поступил вызов (а его получает только диспетчер единого в Германии, скажем так, спасательного пульта). Последний тут же отправляет сигнал на пейджер того региона государства, который территориально расположен ближе к месту поступившего вызова. Сообщение на пейджер получает местный фельдшер «скорой помощи» – он же водитель, который и отправляется к больному. Далее. Изучив на месте ситуацию, фельдшер (а он абсолютно не имеет права делать какие-то назначения, а тем более лечить больного. Кстати, наш фельдшер имеет более лучшую медицинскую подготовку, а поэтому он вправе оказать своему пациенту необходимую первичную медпомощь) принимает решение: или вызывать к человеку врача, или больной сам отправляется в местную клинику. (Опять же в порядке справки в скобках замечу, что в том же Хайдельберге с численностью населения 450 тысяч человек насчитывается всего восемь машин «скорой помощи»).
Во-вторых, все это, если брать в целом, объясняется тем, что немцы в своем большинстве, в отличие опять-таки от нас, к немалому, понятно, сожалению, исключительно трепетно и бережно относятся к своему здоровью. Они регулярно проходят медицинские осмотры, о времени и месте которых обязательно сообщается в средствах массовой информации. Нашему же человеку приходится не раз и не два говорить о необходимости этих медосмотров, и получается порой так, что чуть ли не из-под палки мы все-таки добиваемся того, что люди их проходят, однако все равно не все и не вовремя. А отсюда – слишком поздняя выявляемость целого ряда серьезнейших заболеваний, лечить которые трудно, а порой, к сожалению, и невозможно. Вот то, в чем наша общая беда…
– Алексей Анатольевич, а вот как в Германии организовано медицинское обслуживание сельского населения?
– Это хороший вопрос и, главное, прямо к месту! В сельской местности этой страны работает либо частнопрактикующий врач, либо так называемый семейный доктор (у нас – это врач общей практики). А вообще-то вот на что мы, делегаты-кубанцы, невольно обратили внимание: Германия, казалось бы, очень богатая страна, правительство которой щедро и на постоянной основе субсидирует свою медицину. Однако здесь стараются закрывать небольшие, вроде наших участковых больниц, лечебные учреждения, делая упор на развитие крупных медицинских центров.
Вот почему немец, живущий в сельской местности, получив первичную медпомощь от своего семейного доктора, тут же поспешает для более серьезного обследования и основательного лечения в городскую клинику. Такова, как видите, ментальность тамошнего сельского обывателя.
– И, наверное, последний Алексей Анатольевич, вопрос: как в Германии обстоят дела с медикаментами?
– Понимаю, в чем смысл этого вопроса. Поэтому отвечу так, как нам рассказывали об этом в ходе нашей поездки. Так вот, если человек поступил на лечение в больницу, то есть в стационар, он полностью обеспечивается всеми необходимыми и бесплатными медикаментами. И совсем другое дело, если немец страдает хроническими болезнями, скажем, у него постоянные проблемы с артериальным давлением. В таком случае все назначенные ему доктором лекарственные средства он покупает за свой счет. Другими словами, в этой стране не существуют вообще те медицинские льготы, которые имеются в России.

 

А в заключение скажу, что эта недельная поездка в Германию была полезной и продуктивной во всех смыслах. Уровень медицинского обслуживания населения там, понятно, просто очень высок, хотя и на Кубани можно найти немало примеров современного, профессионального и технологичного медобслуживания, соответствующего самым лучшим требованиям и стандартам. И здесь важно постоянно аккумулировать опыт работы замечательных российских и, конечно же, зарубежных медиков и внедрять его в повседневную практику.