Боевой офицер

91

В строю ушедших от нас ветеранов Великой Отечественной войны своё достойное место занимает Виктор Савельевич Новиков. Хочется вспомнить о нём ещё и потому, что он был хорошим другом районной газеты, сотрудничал с ней, будучи заместителем председателя районного Совета ветеранов войны и труда. Часто бывал в редакции, приносил статьи для публикации, с этим скромным, приятным человеком всегда было интересно общаться. По первому впечатлению трудно было представить, что за плечами ветерана – боевое прошлое, трудные фронтовые дороги, тяжёлые ранения, высокие награды.

Родился Виктор Савельевич в 1923 году в селе Кайсацкое Сталинградской области. Здесь он учился в средней школе. Когда началась война, 18-летним был призван в армию и направлен в Астраханское военно-пехотное училище. Прошёл вместе с однополчанами через жестокие сражения; его боевой путь пролёг через Ростовскую область, Украину, Литву, Латвию, Восточную Пруссию. На ростовской земле был первый раз ранен.
После лечения в госпитале был направлен в штаб 28-й армии, в секретную часть. В освобождённом Мариуполе его оставили на курсах офицеров, а после учёбы – младший лейтенант Новиков был отправлен на фронт командиром взвода танкового десанта.
Советские войска двигались на запад, освобождая Смоленск, Литву. На Прибалтийском фронте храбро воевал и Виктор Новиков, гвардии младший лейтенант. Не раз за смелость отмечало его командование. После освобождения Литвы последовали бои в Восточной Пруссии, на территории врага.
Тогда же, в октябре 1944 года, Виктор Савельевич получил второе тяжёлое ранение, после которого воевать он уже не мог. Его признали инвалидом и отправили домой.
В мирной жизни боевой офицер трудился в железнодорожной строительной организации, которая колесила по стране, строя объекты общественного питания.
В 1958-м году судьба привела его в станицу Старощербиновскую, где он вначале работал заведующим фотопортретной мастерской, а позже – директором парка культуры и отдыха.
Выйдя на пенсию, не стал сидеть дома, потому как был человеком активным, энергичным, деятельным. В 1984 году стал заместителем председателя районного Совета ветеранов войны и труда. На этой общественной должности проработал долгие годы, помогая и словом, и делом людям старшего поколения.
Скромный в мирной жизни, Виктор Савельевич был настоящим боевым офицером, о чём свидетельствовали его награды – ордена Красной Звезды, Великой Отечественной войны I-й степени, медаль «За Победу над Германией» и многие другие. Не раз он был отмечен и за добросовестный труд в мирное время, большую общественную работу. Был человеком известным в районе, уважаем земляками. Жизнь ветерана Великой Отечественной войны Виктора Савельевича Новикова всегда была достойным примером для юных щербиновцев, с которыми он часто и охотно встречался, делясь, воспоминаниями, мудростью и опытом.

Солдатский вещмешок

В рубрике «Оружие Победы» мы рассказали о многих замечательных образцах, помогавших бойцам Красной Армии громить врага, тоже хорошо вооружённого, опытного, умеющего воевать. Но оружие оружием, а главной фигурой, главным фактором успеха что в обороне, что в наступлении оставался простой солдат.

Чтобы он мог хорошо делать своё ратное дело, его надо было одеть, обуть, накормить-напоить, снарядить самым необходимым.
О шинели мы уже писали, а вот о других предметах солдатского быта ещё нет. Что же составляло этот маленький, но крайне важный мир солдата. Первым делом – вещмешок, в котором должны были быть ложка, котелок, кисет с табаком-махоркой (Миндзрав предупреждает, и мы вслед за ним: курение вредит здоровью), потому как на фронте это было вещью незаменимой. Плюс к перечисленному какое-никакое бельё, портянки на смену, всякая (то есть та, что можно было раздобыть) бумага для писания и химический карандаш. Бумага, кстати, нужна была и для самокруток.
Кто не знает, кисет — мешочек для махорки со шнурком, затягивающим горловину. Бывало нередко, что кисеты получали солдаты в качестве подарков, что посылали на фронт. Среди прочего были в этих подарках и другие нужные вещи – теплые носки и рукавицы, бельё, какие-то продукты. А ещё письма с пожеланиями победы.
Иногда у бойцов можно было увидеть и вещи непростые – портсигар, зажигалку, блокнот, ещё реже – карманные часы, которые были трофеями. После занятия вражеских позиций (блиндажей, окопов) не возбранялось «затрофеить» такую мелочь. Были и свои предметы «роскоши», которые на фронт могли переслать родственники солдата.
Дорог солдату был и его котелок. Наливали в него суп или накладывали кашу, что готовились на походной (военно-полевой) кухне, всё было по вкусу на «свежем воздухе» фронтовых будней. Ложку после еды бывало засовывали за голенище, если время не терпело. В других случаях мыли и котелок, и её, если было где и чем.
Что ещё можно было найти в солдатском вещмешке? Хлеб, припасённый «на потом» (иногда нож для его нарезки), либо сухари, если посчастливилось – кусочек сала, сахар (что был нечастым лакомством). Среди нужных предметов всегда были иголка с нитками: шинель, гимнастёрку и другую одежду время от времени приходилось чинить, поддерживать в порядке, ведь меняли их нечасто. Ну, и бритву (опасную) с кусочком хозяйственного мыла для взбивания пены, чтобы не зарасти щетиной – бороды, как и длинные волосы, на фронте были под негласным запретом.
Вот, пожалуй, и всё. Нехитрый солдатский быт, суровый, тяжёлый, простой, тем не менее требовал большой продуманности. Нужно было, не надеясь только на заботу командиров, побеспокоиться о себе самому. Не замёрзнуть, не промокнуть, не оголодать, если походные кухни отставали от передовых частей, не таскать на себе излишнюю тяжесть. Всё это опытные солдаты знали как дважды-два, и это помогало им бить врага, выживать в тяжелейших условиях войны. С таким вот вещмешком дошли наши воины победным маршем до Берлина.