Возводя мосты к успеху

49

Для одних верный путь заключается в подготовке к экзаменам и осознании целей, для других – в освоении основ, формировании навыков и адаптации к новой среде.

В этом году в образовательной системе России произошёл ряд изменений: введён запрет на пользование мобильными телефонами во время урока, появились новые предметы, ВПР по английскому вернётся для учеников 4–8-х и 10-х классов. Об этом мы уже говорили и на страницах газеты, и в социальных сетях «Щербиновского курьера». Сегодня в беседе с исполняющим обязанности начальника управления образования Ольгой Гуро затронем одни из самых актуальных сейчас тем –
итоговое сочинение и собеседование для старшеклассников, старт проекта «Школа абитуриента». Уделим внимание и первоклассникам, но обо всём
по порядку.

Успеть за 235 минут

– Итоговое сочинение – это не просто формальность, а важный этап для каждого одиннадцатиклассника. Это допуск к экзамену. Разберёмся более детально.
Во-первых, итоговое сочинение требует от ученика не только знания, но и умение мыслить. Здесь важно не просто владеть фактами, но и уметь их анализировать, сопоставлять, делать выводы. Это шанс продемонстрировать собственный взгляд на мир, на актуальные проблемы общества.
Во-вторых, оно формирует навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Умение писать аргументированные тексты, строить логические связи и выражать свои мысли – это то, что будет необходимо не только на экзаменах, но и в университете, на работе, в повседневной взрослой жизни.
Итоговое сочинение как допуск к ГИА действует бессрочно.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в его написании, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет.
Пересдать экзамен в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие «незачёт», не завершившие написание сочинения по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства), подтверждённой документально, либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, также при наличии документального доказательства.
Время, которое будет отведено для сочинения, останется прежним –
3 часа 55 минут.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Важно отметить, что участникам итогового сочинения разрешено использовать орфографические словари.
Строгие ограничения для старшеклассников не изменились. Всё также будет запрещено иметь при себе любые средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и другие средства хранения и передачи информации. Также недопустимо будет использование собственных орфографических и толковых словарей, текстов литературных произведений – художественных, мемуаров, публицистики и других источников.

В этом году экзамен планируется проводить в соответствии с Порядком проведения ГИА:
основная дата: первая среда декабря (4 декабря 2024 года); дополнительные сроки: первая среда февраля (5 февраля 2025 года);
вторая среда апреля (9 апреля 2025 года).
Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Ознакомление с результатами будет осуществляться:
для участников 04.12.2024 – не позднее 16.12.2024;
для участников 05.02.2025 – не позднее 17.02.2025;
для участников 09.04.2025 – не позднее 17.04.2025

Для участия в написании итогового сочинения (изложения) необходимо подать заявление в своей образовательной организации или месте регистрации не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):
для участия 04.12.2024 – до 19.11.2024 (включительно); для участия 05.02.2025 – до 21.01.2025 (включительно); для участия 09.04.2025 – до 25.03.2025 (включительно)

Время блеснуть умом

– Ещё одним важным этапом, но для ребят помладше – девятиклассников, является итоговое собеседование – обязательное испытание, которое ждёт их на пути к ОГЭ.

Успешное прохождение собеседования – одно из условий допуска к основному государственному экзамену по русскому языку и другим предметам школьной программы.
Проходит оно в формате диалога, где учащиеся могут продемонстрировать свои навыки общения, критического мышления и творческого подхода к решению задач. В отличие от традиционных экзаменов, которые часто воспринимаются как стрессовое испытание, итоговое собеседование создаёт спокойную атмосферу общения, позволяя каждому участнику раскрыть свои сильные стороны, – добродушно улыбнувшись, добавила Ольга Гуро.

«Школа абитуриента»

– Этот новый проект «Школа абитуриента» – замечательная, на мой взгляд, штука, – продолжила Ольга Алексеевна, – она поможет ученикам 11-х классов подготовиться к экзаменам и успешно поступить в вузы.
Увлекательная программа уже началась (с 19 октября) и продлится до 20 апреля. Для участников будут организованы очные встречи и консультации с экспертами и председателями региональных предметных комиссий. Выпускникам расскажут о структуре экзаменационных работ, дадут советы по подготовке к ЕГЭ, помогут избежать распространённых ошибок и использовать доступные ресурсы.
Семинары будут проходить в ведущих федеральных вузах региона. У ребят будет возможность задать вопросы ректору или представителям факультетов.
– Ольга Алексеевна, благодарю Вас. Действительно, очень нужная информация для выпускников и их родителей. Но в начале нашей беседы мы анонсировали читателям, что полезно будет и для мам и пап младших школяров.
– Обязательно! Давайте обсудим процесс адаптации первоклассников и то, чем мы дома можем им помочь, – предложила начальник управления образования.

Никаких секретов!

– Кажется, только вчера прошли праздничные сентябрьские линейки, как уже заканчивается первая четверть. Что делать если ребёнок ещё не успел привыкнуть к новой обстановке? Или, быть может, малыш сменил школу, а каждая перемена – до сих пор настоящее испытание? Исправить ситуацию – не проблема, для этого у нас с коллегами есть несколько полезных советов и стратегий, которые помогут сделать адаптацию лёгкой и приятной, а школьные дни –
насыщенными и яркими, – сказала Ольга Алексеевна.
Первое – интересуйтесь делами своего чада. Для первоклассника всё в новинку – обсуждайте, что происходит на занятиях и переменах, какие бывают сложности, и как с ними справляться. Например, если ему трудно даются прописи, потренируйте чистописание дома.
Детям постарше тоже нужно ваше внимание. Слушайте ребёнка и поддерживайте его.
Кроме того, дети нередко представляют учёбу такой, какой её описывают родители. Делитесь с ними приятными воспоминаниями о своих школьных годах.
Также очень важно родителям помочь своему чаду наладить контакт с коллективом. Предложите организовать для всего класса, например, поход в парк или кино, чтобы дети общались в неформальной обстановке. Даже если ребёнок чувствует себя неловко, поддержите его, ведь стесняться – абсолютно нормально.
Для подростка также важны друзья из прежней школы – помогите поддерживать с ними связь.
Не забывайте учитывать возрастные особенности! Младшие школьники в период адаптации сильнее сосредоточены на уроках и правилах – им нужно подсказывать, что и как делать.
Для ребят постарше много значат отношения в коллективе – они больше сравнивают себя с другими. В этом возрасте важнее ваши принятия и поддержка, чем советы.
Ещё один совет – не требуйте многого. Дайте сыну или дочери достаточно времени, чтобы адаптироваться. Все дети разные – одним достаточно пары недель, чтобы привыкнуть к новой обстановке, а другим будет мало и двух месяцев. Не ожидайте, что ребёнок сразу станет отличником и начнёт участвовать во всех школьных мероприятиях.
И последний, но очень важный момент, помогайте малышу с успеваемостью. Учебная программа в новой школе может отличаться от того, что проходили в предыдущей. Расспросите учителей, нужно ли вашему ребёнку подтянуть какие-то предметы. Если это так, можете позаниматься с ним сами или записать его на дополнительные занятия.

Когда пора насторожиться:

– у ребёнка сильно упала успеваемость
– он часто грустит и стал замкнутым
– вы замечаете поведение, не свойственное ребёнку раньше
– он не заводит друзей и избегает общения со сверстниками
Всё это может говорить о том, что ребёнок тяжело привыкает к новой обстановке.
В таком случае можно обратиться к психологу – он поможет ребёнку справиться с трудностями.

Валерия Задависвичка.