Характер у них закалённый

246

Так говорят об отважных анестезиологах-реаниматологах Щербиновской ЦРБ.

Когда попадаешь в стационар центральной районной больницы, невольно хочется сделать голос тише, а шаг спокойнее, особенно перед входом в отделение анестезиологии и реанимации. Ведь сюда попадают люди в критическом состоянии здоровья, и, может быть, именно в эту минуту там за дверью спасают жизнь пациенту. Не дай бог, сюда кому-то попадать, но именно здесь работают самые отважные и высокопрофессиональные специалисты, которых ценят не только больные, но и коллеги-медики.

Отделением анестезиологии и реанимации заведует Алексей Петенёв, врач с большим опытом работы. За его плечами – годы труда и десятки спасённых жизней. Он рассказал, как пришёл в эту непростую профессию, требующую от медика аккумуляции знаний, навыков во всех сферах медицины, а главное морально-психологической устойчивости.

– Алексей Анатольевич, сколько вы работаете в Щербиновской ЦРБ?
– В район вместе с семьёй я приехал в 2015 году из Алтайского края, где работал в городской больнице. Тогда только начала действовать программа «Земский доктор», решил воспользоваться возможностью. Предоставленные условия мне понравились, коллектив тоже, поэтому положенные годы прошли успешно. В пандемию переходил в Ейскую ЦРБ, очень нужны были специалисты нашего направления. Смены были по двое суток. Всем было непросто. Коронавирус, конечно, проверил на прочность и здоровье людей, и возможности медицины. Но есть и плюсы – для меня это огромный опыт в спасении человеческих жизней. Позже позвали обратно, в Старощербиновскую, вернулся.

– Почему решили связать свою судьбу с этой профессией?
– На самом деле, мне больше нравится анестезиология. Это тоже очень ответственный участок, когда от твоих выверенных действий зависит состояние человека во время операции. А они у нас проходят не только в хирургическом, но и гинекологическом отделениях. Реанимация же – каждый раз на пике собственных физических и эмоциональных сил. Когда борьба за жизнь – не кратковременный момент в твоей работе, ты постоянно переживаешь за пациента, стабилизируешь, контролируешь его состояние целыми сутками. Именно в нашем отделении чаще всего у специалистов наступает «профессиональное выгорание».

– Что вы называете «профессиональным выгоранием»?
– С годами медики, испытывающие серьёзные психологические нагрузки на работе, привыкают к таким обстоятельствам и выполняют свои обязанности автоматически. С одной стороны это плохо, теряешь способность сопереживать, а с другой – хорошо, ведь в нашем деле должна быть «холодная голова», а решения надо принимать быстро и чётко, в считанные доли секунды.
Ценю тех энтузиастов, которые через десятилетия пронесли искреннее стремление помогать людям.

– Кто чаще приходит в анестезиологию и реанимацию, врачи-женщины или мужчины?
– Как ни странно, сейчас всё чаще это направление выбирают девушки. Хотя профессию считаю мужской. В нашем отделении вместе со мной трудятся пятеро врачей, опытные медики – Сергей Муравьёв, Дмитрий Маринин, Роман Шибаков и Наталья Носик.

– Какие вопросы чаще всего пациенты задают анестезиологам?
– Вопросы одни и те же: «Мне не будет больно?», «Когда я проснусь?», «Как пройдёт операция?». Пациенты должны знать и понимать, что с ними произойдёт. Наша задача – сделать больного соучастником действия, снять стресс и создать спокойную атмосферу.

– Находясь рядом с вами, и правда, чувствуешь, насколько вы уравновешенный человек. Как вам это удаётся?
– Видимо, у меня это есть в характере. Но и паника в нашей рабо-
те – злейший враг. Бывает, в стрессовых ситуациях наши коллеги приглашают врачей-анестезиологов-реаниматологов оценить состояние пострадавшего, особенно в случаях серьёзных ДТП или травм. То есть сами медики порой не могут справиться с эмоциями. Мы же действуем чётко, выясняем риски для жизни, определяем дальнейшие действия.

– Как расслабляетесь, у вас есть хобби?
– Увлекался ездой на мотоцикле. Но пришлось продать. Когда появится возможность, обязательно приобрету снова. В ближайшей перспективе планирую заняться выращиванием винограда.

– Что самое сложное в вашей работе?
– Когда в реанимацию попадают дети или пациенты с неизлечимыми диагнозами. Чаще малышей направляем в больницы Краснодара. Там для этого созданы все условия. Тяжело видеть, как уходят онкобольные. Наша задача в такой ситуации – облегчить человеку страдания.
В реанимации пациенты проводят в среднем три-четыре дня. Но все, конечно, индивидуально. Кому-то достаточно пары часов, бывают и длительные истории – несколько недель и даже месяцев, что требует от нас не только вложения знаний и умений, но и упорства, профессионального фанатизма.

– Что бы вы пожелали молодёжи, кто только мечтает сталь анестезиологом-реаниматологом?
– В первую очередь, в медицину надо идти с огромным желанием помогать людям. Во-вторых, понимать, что это на всю жизнь. Но если уж решился на важный шаг в судьбе, то иди до конца. Познавай, дерзай, спасай жизни!