Маяк для многих поколений

224

Учитель по призванию, мастер своего дела, она пользуется уважением и признательностью в педагогическом сообществе района, среди родителей и учащихся

Сегодня мы расскажем о Валентине Ивановне Белашовой, педагоге, который внёс неоценимый вклад в развитие образования в районе.

Наша героиня родилась 7 ноября 1948 года в городе Таганроге. Окончила школу в Каменск-Шахтинске и решила поступать в Таганрогский радиотехнический институт на факультет кибернетики.

– Валентина Ивановна, как так получилось, что собирались связать свою жизнь с математикой, а преподаёте химию?

– Дело в том, что я очень любила точную науку. Но в то время девочек принимали ограниченное количество и при условии, чтобы были одни пятёрки. Математику сдала на отлично, а вот по физике поставили 4. Из-за неё-то меня и не взяли. Я не унывала и через год поступила на химфак краснодарского КубГУ. Окончила учёбу и совершенно не планировала работать в школе.

– Какую специальность Вы получили?

– Я – химик. Сразу после университета устроилась инженером газовой промышленности. Проработала два года.

– А как оказались в станице?

– Всё просто: вышла замуж за парня из Старощербиновской, – улыбается женщина. – Мы вместе учились. Он на биофаке, а я на химическом. Поженились, окончили вуз, трудоустроились. Потом родился сын, и я ушла в декретный отпуск, а когда пришло время выходить на работу, в Краснодар уже не вернулась.

– Так вы и попали в школу?

– Да, так и случилось. Дело в том, что, когда искала, где себя реализовать, в станице не было должности старшего инженера того уровня, который был у меня. Вторым вариантом была школа. Ангелина Дмитриевна Мантулина взяла меня учителем химии. Так, с 77-го я и работаю в школе № 3.

Была и учителем, и, более десяти лет, заместителем директора по воспитательной работе, но в итоге решила вернуться на должность химика.

Если честно, стать педагогом – детская мечта. Очень уж хотелось быть похожей на мою первую учительницу Анну Михайловну Будко. Она – мой кумир. В школу я пошла, когда мне ещё семи не было, и учителя родителям говорили, что если будет тяжело в силу возраста, то лучше годик побыть дома. Но, я так хотела грызть гранит науки, что какой там возраст… – с улыбкой рассказывает женщина. – Училась на отлично, всё давалось легко. Было такое, что собирала дошколят и обучала грамоте. Мы с ними читали, писали, выводили крючочки в прописях.

– Получается, что преподавать начали с мальства?

– Именно! Детвора к нам приходила домой и с удовольствием занималась. Папа всегда смеялся и говорил: «Опять у нас класс открылся». А я этим очень увлекалась.

Когда с подружкой уезжали поступать, она в Одессу, а я в Краснодар, её мама настаивала на педагогическом институте. Мол, отучитесь в Ростове и идите преподавать. Думали-думали и решили, что не нравится нам такая идея. Но, судьба всё равно привела меня в школу.

Валентина Ивановна, вы являетесь педагогом и наставником, на которого ровняются другие. По сути, Вы – легенда. Такое удаётся не каждому. В чём секрет?

– С годами ты набираешься опыта, совершенствуешь методику преподавания. Главный секрет – должна быть любовь к детям. Если любишь учеников и желаешь им добра, ты всегда будешь понимать, что им нужны знания. Кроме того, я всегда стараюсь сделать по максимуму всё, чтобы ребёнку было комфортно и хорошо на уроках, рядом со мной. Я очень люблю детей, несмотря на то что они могут быть вредными, – смеётся женщина, явно вспоминая непослушных ребят. – Они могут быть как ёжики, но они все хорошие человечки. Загляните в душу маленьким сорванцам, там нет злых, все добрые, – с теплотой говорит педагог.

Когда была завучем, гоняла мальчишек за дисциплину, конечно. После, на встречах выпускников, они, уже будучи состоявшимися людьми, рассказывали: «Валентина Ивановна, мы Вас боялись. Когда Вы проходили, все стояли по стойке смирно. А потом, в выпускных классах, поняли, какая Вы классная». Приятно! Нередко слышала и такие слова: «Вы нам как мама». Это очень важно в отношении с учениками: именно стать старшим другом, наставником. Ошибка молодых преподавателей – опускаться до уровня ребёнка, стараясь быть с ними на одной волне. Ребята должны чувствовать, что ты учитель, эта дистанция необходима. Но и создавать образ недосягаемого светила нельзя. Важно уметь балансировать. И любить детей. И любить предмет, который ты преподаёшь.

– Ради чего стоит идти в учителя?

– Ради будущего нашей страны. Как бы это ни звучало высокопарно, но оно создаётся в школе. Каким мы воспитаем поколение, таким будет завтрашний день.

Идеальный ученик для Вас, какой он?

– Люблю и уважаю озорных, немножко балованных, с лёгким юмором, но обязательно смышлёных, – делится Валентина Белашова, вспоминая ребят. – Когда ребёнок может отстоять свою точку зрения – тоже очень нравится и подкупает. Значит стерженёк есть.

– Какого принципа придерживаетесь Вы?

– Всё познаётся в сравнении. По мере того, как ты живёшь, волей не волей сравниваешь то, что было, что стало и уже оцениваешь себя, свой поступок с тем или иным действием. На самом деле ведь так и есть – сравнили и познали. Так же и в науке.

– Был ли в Вашей жизни наставник?

– Да, Бочкова Марья Андреевна – мой учитель химии. Когда она пришла в школу и начала преподавать, я влюбилась в этот предмет. Многое почерпнула из её методик, как она учила, преподносила себя – это я взяла от неё.

Марья Андреевна создала химический кружок, и мы в то время занимались исследовательскими работами. Работали с продуктами, препаратами. Она всегда вела занятия с юмором, было очень легко, душевно. Химия не казалась сложной наукой.

– Вы были озорной или послушной ученицей?

– Ой, я, как все, и с уроков сбегала (смеётся). Даже двойки проскальзывали. Причём, по алгебре. Когда перешла из младшей школы в среднюю, был другой учитель математики, соответственно, другие требования. Татьяна Михайловна, так звали предметницу, вызовет к доске, решаю все задания, а спросит домашнее – его нет. Она мне два в журнал, а оценку за ответ у доски не ставила. Следующий урок – ситуация повторяется. В те годы в 10 классе оценивали по полугодиям, и когда у меня за первое вышло пять двоек по алгебре и ни одной положительной оценки… а по всем остальным предметам – «отлично»… Представляете, что было? – с улыбкой вспоминает свои школьные годы Валентина Ивановна. – Учительница вызвала мою маму и рассказала обо всём: «Нина Дмитриевна, что происходит? Валя специально не выполняет домашнее задание, хотя всё знает и отвечает на «отлично»?». Ох и влетело мне тогда! Слушала маму и думала о том, что я ведь не могу пойти на уступку. И что делать? Совестно стало, села и выполнила всё, что нужно было по алгебре.

В конечном итоге не потеряла статус отличницы.

– А как с уроков получалось сбегать?

– Мы прогуливали не все предметы. У нас немецкий язык вела немка, интересно было, но, когда весна на улице, о каком немецком может идти речь? С одноклассниками составили график, кто с кем выходит и сбегали. Два человека у нас постоянно отсутствовали, а учительница никак понять не могла почему.

Как-то раз мы с одноклассницей решили в школьном саду прогуляться. Внезапно слышим: «Девочки! Девочки! Звонок прозвенел, у нас немецкий!». В школу зайти зашли, а дальше по коридору побежали. Педагог гонялась за нами, в конечном итоге поймала и мы поплелись в класс. Все начали улюлюкать, мол, предатели, а мы и рассказали, что заметили нас случайно. И больше в паре с подружкой не сбегали.

– Получается, в школе были в рядах бунтарей?

– Ну, как сказать, – смеётся Валентина Ивановна. – 8 класс. Мы писали административные итоговые работы. Старшеклассников отпустили, а нам сказали дальше сидеть. Никому это не понравились, собрались и пошли отпрашиваться к классному руководителю, к завучу, те нас не отпустили. На перемене построились по два человека. Тогда ещё были лоточки с чернильницами, – вспоминает Валентина Ивановна. – Одноклассник наш, Васька Коваленко, жил рядом со школой, он их всегда собирал. Вот стоит он самый первый с чернильницами, мы за ним. Мы строем идём, а учителя думают, что в другой класс переходим.

– Вы куда?

– Мы – домой, а в ответ – смех, – вспоминает Белашова.

Всем прямо сказали, куда идём, но нам никто не поверил. Так вышли из школы, и пошли в кинотеатр, он как раз рядышком находился.

Родители нас искали. Пропал класс! Потом, разумеется, все благополучно нашлись, а на следующий день нас по очереди отправляли к директору. На вопрос «кто зачинщик?», все как один отвечали: «Никто». Позже, на родительском собрании директор сказал, что с этим классом в разведку пошёл бы.

Самое интересное – наказание. Девчонок… Ну как нас накажешь? Да никак. А вот мальчишек решили коротко подстричь. Их побрили налысо, а на утро афиша в кинотеатре: «Шайка бритоголовых. Американский широкоформатный фильм». Вся школа визжала от восторга, глядя на наших ребят.

– Какое наставление Вы бы дали своим ученикам?

– В любой ситуации оставаться человеком – это самое главное в жизни. Всякое бывает, но лучшие качества – доброта, милосердие, сочувствие – они должны оставаться в людях. Мне всегда хочется, чтобы мальчишки и девчонки вырастали настоящими гражданами своей страны, любили свою Родину, народ, семью, ценили всё то доброе и хорошее, что вокруг них.

Беседа с Валентиной Ивановной получилась очень душевной и интересной. Она рассказывала о своей жизни, об учительской стезе, и в каждой новой истории моя героиня всё больше открывалась, вызывая искреннее восхищение. Это про таких педагогов как Валентина Ивановна Белашова – настоящих профессионалов, увлечённых, способных оставлять в детских сердцах добрый след, поэт Андрей Дементьев написал строки: «Учителями славится Россия…».

На сегодняшний день Валентина Белашова также руководит районным методическим объединением учителей химии, регулярно делится опытом с коллегами на муниципальном и краевом уровнях, проводит открытые уроки, выступает на семинарах, является наставником для молодых педагогов, осуществляет экспертную деятельность. Руководит группой специалистов при аттестационной комиссии министерства образования науки и молодёжной политики Краснодарского края, с 2013 года по настоящее время – член предметной подкомиссии государственной экзаменационной комиссии по химии.

Валентина Ивановна награждена Благодарственным письмом Департамента образования и науки Краснодарского края за подготовку призёра конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани, грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края за значительные успехи в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, интеллектуального развития личности школьников и большой вклад в развитие тьюторской деятельности, почётной грамотой за высокие результаты работы и плодотворное сотрудничество с Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования грамотой Министерства образования и науки Краснодарского края, почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации , в 2019 году удостоена звания «Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».