Точка притяжения

542

6 августа – День железнодорожника

Около сорока лет посвятила Анна Казанцева работе на железнодорожном вокзале.

Героиня нашего сегодняшнего материала – не просто женщина с большой буквы, а настоящая легенда. Её судьба, витиеватая, полная приключений, привела в необычную профессию.

Планов связать жизнь с железной дорогой у Казанцевой не было. После окончания школы получила художественное образование в Краснодаре, а когда работы по профессии в родном районе не нашлось, решила увлечься фотографией.
Так вышло, по воле случая устроилась в воинскую часть города Ейска. Бойкая девушка с лёгкостью выполняла свои обязанности, и казалось, нашла здесь «своё место». Жизнь налаживалась. Тем более Анне дали жильё – квартиру.
Юная, весёлая, она завораживала своей энергией окружающих. Ну как такая яркая девушка могла остаться без мужского внимания! Через некоторое время Анна познакомилась с будущим мужем, курсантом лётного училища Владимиром. Вышла замуж. У них родился сын.

Быть женой военного – нелёгкая миссия. Роковым для семьи стал переезд в Ульяновск, на новое место службы Владимира. Здесь у супругов произошёл разрыв. На эмоциях Анна решила уехать, как она говорит, куда глаза глядят. Так её занесло в Кишинёв Молдавской республики. В то время хороших квалифицированных работников не хватало на железнодорожном вокзале, а руководство стремилось подтянуть к плановым показателям отстающие участки предприятия. Вот на один из таких и пригласили Анну Павловну. Она стала начальником автоматической и ручной клади. Под её контролем были грузчики, камеры хранения, организация полноценного процесса их деятельности. Зная Казанцеву, трудно было предположить, что у неё что-то не получится. Так и вышло! Её служба работала, как часы! Участок выбился в лидеры. Параллельно женщина ещё успевала проводить общественную работу среди коллектива, заочно учиться в профильном техникуме и воспитывать двоих сыновей.
Ответственного сотрудника заметили и перевели начальником залов, после многие годы она трудилась заместителем начальника по вокзалу. И в итоге Анне Павловне доверили руководство железнодорожным вокзалом Кишинёва.

– Я работала в условиях многозадачности, – рассказывает собеседница. – И, несмотря на серьёзный пост, всегда была вежлива с пассажирами и коллегами. Находила минутку для каждого, кто нуждался в помощи. Вы только представьте, вокзал, огромный, городской, у многих людей вызывает панику, некоторые теряются, опаздывают на свой поезд или не могут его найти. Поэтому считала своим долгом сделать пребывание всех посетителей вокзала максимально комфортным. Коллеги даже удивлялись, как я могу одновременно и слушать, и разговаривать, и выполнять несколько дел.

– Не жалеете, что всю жизнь отдали работе на вокзале?
– Нет, конечно. Это лучшие годы! О них я вспоминаю только с улыбкой и трепетом в груди. Восхищаюсь сложным механизмом вокзальной специфики. Сколько информации в голове должен держать начальник, обращать внимание на всё, что его окружает, на любую мелочь. Вся работа железнодорожников связана с безопасностью, нужно обеспечить сохранность и грузов, и жизней пассажиров. Второе, без чего не место на железной дороге, – это знания.

– Какие-то курьёзные случаи из своей работы можете вспомнить?
– По роду своей деятельности не раз видела, да и общалась с известными людьми: артистами, политиками. Например, хорошо знала любимую всеми троицу Вицина, Никулина, Моргунова. Автографы мне давали. Герой Советского союза Мересьев проезжал. Дружила с генералом Лебедем, актёром Михаем Волонтиром. А как-то меня вызвали к камерам хранения, смотрю и не верю глазам, Клара Лучко стоит. Оказывается, она забыла номер ячейки и не могла забрать багаж. А до отправки поезда оставалось пять минут. Я задержала состав. Пришлось вместе с ней вспоминать, открывать камеры. Нашли вещи, всё закончилось благополучно!
Случаи разные происходили. Как-то пассажир уехал без билета, он остался у провожающих. И тут я вышла из положения. Созвонилась со следующей станцией, и человеку выписали новый билет. Часто люди теряют вещи, родственников, не могут найти вагон. Сколько всего было! Но это обычные будни вокзала. Для работников – привычное дело. И всё лежало на моих, как говорится, женских плечах.

– Анна Павловна, когда же успевали общаться с семьёй?
– Быт был хорошо налажен. Энергии хватало и на работу, и на детей и мужа. Не поверите, после смены ещё и ехала на дачу, сажала и убирала огород. С детьми мне помогала мама. Позже она переехала жить ко мне.

– Ощущалась на работе романтика железной дороги?
– Да, там особая атмосфера. На вокзале начинается путь к новым городам, станциям. Здесь люди провожают друг друга в дальнюю дорогу, со слезами встречают родных. Я с трепетом отношусь ко всем вокзалам, они напоминают мне о молодости. Даже уже после выхода на пенсию не раз приезжала в ставший мне родным Кишинёв, приходила на свой вокзал. Общалась с коллегами. В душе, в памяти я всё ещё там.

– Почему вернулись на Кубань?
– Малая родина всегда звала меня домой. Здесь я отдыхаю сердцем и душой. Могу заниматься любимыми увлечениями. Обожаю цветы, особенно кактусы. Их у меня около двухсот видов. И цветущие, и просто декоративные, редкие.

– О чём вы сейчас мечтаете?
– Судьба испытывала меня не раз. Сначала развод, потом гибель первого мужа, смерть матери, несколько лет назад скоропостижно умерли оба моих сына. Спасает общественная работа, очень переживаю за наше село, хочу, чтобы оно становилось краше, развивалось, а молодёжь не уезжала в города.

Сейчас в моей жизни утешение – единственный внук. Ценю поддержку второго мужа. Каждое лето, слава Богу, мой дом наполняется голосами родных людей. Живу ради них, радуюсь каждому новому дню!

– Анна Павловна, в преддверии вашего профессионального праздника, Дня железнодорожника, желаю вам крепкого здоровья, бодрости духа и не иссекаемой энергии, которой вы заряжаете всех окружающих.