Любовь Задависвичка. Эта слабая – сильная женщина

379
Полнится земля Щербиновская своими жителями. Людьми интересными, неординарными, с биографиями, способными тронуть до глубины души. Подчас за определенным человеком: узнаваемым, харизматичным, добившимся определенных высот, скрывается куда гораздо более сильная личность. И мало кто знает о том, через что приходилось пройти, с чем сталкиваться. Как удавалось, превозмогая удары судьбы подниматься и идти дальше.

 

Любовь Задависвичку многие знают, как невероятно добрую, отзывчивую, в хорошем смысле беспокойную женщину. Всю себя она посвятила мальчишкам и девчонкам, работая воспитателем, а после заведующим в детском саду. Признания, грамоты, дипломы… Под ее руководством дошкольное учреждение знали не только в нашем районе, но и в крае.

Детство Любови Ивановны прошло в станице Старощербиновской. В семье Шамало было четверо дочерей: самая старшие Надя и Валя, затем Тамара и младшая Люба. Жили они как большинство в те годы: бедно, скромно. Глава семейства Иван Семёнович после войны вернулся с серьезным ранением руки, но несмотря на это, устроился работать трактористом в колхозе. Мама девочек была удивительно доброй, щедрой. Часто ребятня, возвращаясь с речки домой, забегут с девчонками воды попить, а Анна Титовна еще и накормит… Но однажды случилось горе. Инсульт. Спустя год, так и не оправившись после болезни, она умерла. На тот момент Любови Ивановне было девять лет. Семья Шамало осиротела. Началась другая жизнь. Иван Семёнович мог жениться еще раз, но из-за девочек этого делать не стал, боялся ранить их чувства, стараясь как мог заменять маму.

С особым теплом Любовь Ивановна вспоминает школьные годы. Она любила петь, занималась в хоре, выступала на праздничных мероприятиях. Училась в музыкальной школе. Отец тогда принял решение купить в кредит баян. Правда, это увлечение не пошло, сколько бы не было уговоров. Юная Люба считала, что баян не для девочки и даже стыдилась этого.

Получив среднее образование, девушка стала студенткой медучилища, а по окончании его одна отправилась поступать в медицинский вуз. Приехав подавать документы в простом ситцевом платье, Люба встретила абитуриентов с родителями, хорошо одетых, уверенных в себе. Испугавшись презрительных взглядов, вернулась домой. Устроилась работать медсестрой, но не переставала думать о необходимости высшего образования. Представляя себя в разных образах, остановилась на дошкольном факультете Ростовского педагогического института.

Учась заочно на втором курсе и параллельно трудясь, Любовь Ивановна вышла замуж. Тяжело было. Дети, работа, учеба… Очень выручала поддержка отца, сестер, мужа. А однажды, после зимней сессии, вернувшись домой, Люба узнала о, что Иван Семёнович заболел раком легких. От операции он категорически отказался, прожив в любви и заботе со стороны своих девочек полгода.

Прошло время, Любовь Ивановна, получив диплом, устроилась по призванию – в детский сад. Позже, благодаря полной самоотдаче, отношению к своему делу, героиня публикации будет удостоена правительственной награды «Отличник народного просвещения». Но и прежде и потом судьба ни раз поставит ей подножки, ни раз испытает на прочность.

До очередного удара жизнь шла своим чередом. Началось строительство дома. Муж Любови Ивановны Николай Задависвичка сам разработал проект и практически в одиночку возвел семейное гнездышко. Счастье, увы, было не долгим. Через восемь лет, 3 января 1999 года, Николая Тимофеевича сбил пьяный водитель. Когда его привезли в больницу, в хирургии не оказалось даже зеленки, чтобы обработать раны. Не могли найти и дежурного невропатолога. Любовь Ивановна требовала санавиацию, чтобы операцию провели в Краснодаре. Все тщетно. Прооперировали в местной больнице, но сутки спустя Николай Тимофеевич умер, не приходя в сознание. Травмы оказались несовместимыми с жизнью. Были суды с виновником ДТП. К сожалению, они ни к чему не привели: адвокат той стороны выдвинул встречный иск и потребовал назначить выплаты своему подзащитному за причиненный моральный и материальный ущерб. Наглость людская и в целом происходящее потрясли Любовь Ивановну и вынудили забрать заявление. В этот момент ей снова казалось, что мир суров, жесток, несправедлив.

– Хотелось кричать от боли и бежать… так далеко, пока хватит сил. Сначала скоропостижный уход папы. Потом Коля… А я была бессильна. Не смогла помочь двум любимым мужчинам, – с дрожью в голосе вспоминает Задависвичка. – Мои дети стали главной опорой в тот момент (сейчас они уже взрослые, состоявшиеся в профессиях и в жизни, люди. Я счастливая мама и бабушка внука, трех внучек и правнука).

Справившись с потерей мужа, снова обретя себя в заботе о детях, внуках, в работе, Любовь Ивановна адаптировалась к новым реалиям. И все бы ничего, но в конце 2016 года, как гром среди ясного неба, прозвучал диагноз врачей – рак легких. Новое испытание. Срочная операция в Санкт-Петербурге, затем химиотерапия в Краснодаре. Своевременные, они дали результат, однако через три месяца обследование показало, что болезнь не ушла, остался небольшой очаг. Снова химия… Вот уже шесть лет Любовь Ивановна живет с этим. В 2019 году очередная операция, и меньше, чем через полгода прогрессирование в головной мозг. Узнав о метастазе эту хрупкую, но очень сильную женщину захватили отчаяние и паника. Забота и тепло близких снова помогли совладать с нахлынувшими эмоциями. А в прошлом году опять прогрессирование, лечение в НИИ онкологии имени Н.Н. Петрова и постоянная химиотерапия, вызывающая очень много побочных явлений. По словам героини, до конца ее может понять только тот, кто проходит через все эти круги ада на земле. И никому, даже злейшему врагу, если бы такой был, она не пожелала бы подобного.

– В самом начале я была как потерянная, – делится героиня, – не знала, что делать, как себя вести. Я училась жить заново, приспосабливаясь к обстоятельствам. Порой я думаю, как же тяжело годами живут люди, такие как я, но у которых нет родных, близких людей, друзей. С первых дней меня поддерживали и продолжают поддерживать по сей день мои дети, сестры, внуки, племянники…

Все эти годы каждое утро Любовь Ивановна начинает с молитвы и слов благодарности Господу за то, что он продлевает ее жизнь, за исцеление, за родных и близких.

– Безусловно, я стала немного другой, – признается Задависвичка. – Новый день – это уже не просто день, это время, наполненное особым смыслом. Где ты, находя силы, не взирая на испытания, боль, проблемы, продолжаешь радоваться жизни. Мы можем становиться лучше, терпимее. Главное прикладывать усилия и правильно распоряжаться имеющимися в нас внутренними ресурсами, – заключила собеседница.

Эти слова, как, впрочем, и судьба Любови Ивановны, пусть будут кому-то полезными, позволят не останавливаться перед трудностями, вселят веру и подарят надежду, придадут сил и уверенности.

Валерия ЗАДАВИСВИЧКА.