Вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

2352
Митрополит Николай (Ярушевич) передает в состав Красной армии танковую колонну имени Дмитрия Донского, созданную на средства верующих. Фото из открытых источников.

Огромные испытания пришлось пережить нашему народу в годы Великой Отечественной войны. Вторая мировая явилась страшным бедствием для всего мира, особенно для нашей страны. 2020 год – год 75-летия Победы. Это не только торжественные мероприятия, шествия, парады, но и повод задуматься всем нам над тем, почему эти испытания выпали на долю нашего народа. Повод задуматься и над тем, как мы живем, как нам сейчас выстраивать свою жизнь, как воспитывать своих детей, чему учить их, чтобы пожары мировых войн никогда не полыхали на нашей земле.

Православные христиане считают, что ничто в этом мире не происходит без воли Божией. Беды и страдания посещают человека тогда, когда он отступает от Бога. И говоря о роли РПЦ в победе над фашизмом, нельзя не вспомнить, каково же было положение церковных дел в России перед войной. А состояние церковных дел к началу 40-х годов было критическим. Русская Церковь была обескровлена предыдущими годами репрессий. Жестоким гонениям подверглись священнослужители, верующие миряне. Многие из них были арестованы, расстреляны, сосланы в лагеря. Рушились, уничтожались, буквально стирались с лица земли храмы, уникальные церковные сооружения, закрывались монастыри. В результате борьбы с церковью к 1 сентября 1939 года на огромной территории Советского Союза оставалось сто церквей, четыре архиерея, двести священников. Гонения на Церковь не прекращались вплоть до самого начала войны. Так, летом 1941 года в Ленинграде готовилось уничтожение знаменитого собора Воскресения Христова (Спаса на Крови). Но жизнь распорядилась иначе. 22 июня, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, началась самая кровопролитнейшая война за всю историю Российского государства.
Несмотря на то, что, по мнению Церкви, война была попущением Божиим за грехи народа, за его Богоотступничество, в первый же день войны местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий на проповеди обратился к народу с такими словами: «Православная Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Не оставит она своего народа и сейчас». Отслужив Литургию и возвратившись в свою скромную резиденцию, митрополит Сергий составил и распространил по всем приходам обращение «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви». В нем говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз. Он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Православная наша Церковь благословляет небесным благословлением и предстоящий всенародный подвиг. Господь дарует нам победу». В Послании звучал призыв как к ратному подвигу, так и к трудовому.
Значение этого Послания трудно переоценить. Гонимая Православная Церковь сама протягивала руку помощи русскому народу. В Послании говорилось о народе и о всенародном подвиге, ни слова о вождях, которые в это время практически безмолвствовали (Сталин свое знаменитое обращение к «братьям и сестрам» произнес только спустя 11 дней от начала войны, по существу повторив главные мысли церковного послания). Посланием митрополита Сергия восстанавливался в своем значении русский православный патриотизм, гонимый и осмеиваемый ранее.
Патриотическая деятельность РПЦ заключалась не только в нравственном влиянии на народ. Был развернут сбор денежных средств, медикаментов, теплых вещей и продовольствия на нужды фронта. Церковнослужители участвовали в партизанском движении, помогали в сооружении оборонительных укреплений, шефствовали над госпиталями. Храмы прифронтовой полосы превращались в убежища для детей и стариков, в них располагались перевязочные пункты. На средства, собранные верующими, были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского (40 танков Т-34), авиационная эскадрилья имени Александра Невского, самолеты сибирской эскадрильи «За Родину». Кроме того, деньги перечислялись госпиталям, детским домам, семьям бойцов Красной армии. Всего по призыву Церкви на военные нужды, только согласно официальным данным, было пожертвовано 300 миллионов рублей. На деле эта сумма была значительно больше. Советские власти не препятствовали деятельности Церкви. Более того, Сталин, в благодарность дарованию танков написал митрополиту Сергию: «Прошу передать православному духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной армии за заботу о бронетанковых силах».
В 1943 году, когда и властям стало понятно, что «без Бога не до порога», по приказу Сталина был собран архиерейский собор. 8 сентября 1943 года был избран новый патриарх, им стал митрополит Сергий. С разрешения главы государства повсеместно стали открываться храмы и духовные семинарии, на служителей церкви прекратились гонения, в храмах зазвучала молитва.
Не только на словах, но и на деле Церковь не оставила народа своего, разделила с ним все тяготы войны. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень разнообразны. Епископы, священники, миряне, верные чада Церкви, совершали свой подвиг независимо от линии фронта: глубоко в тылу, на передовой, на оккупированных территориях.
Многие священнослужители личным примером учили паству, как защищать Родину. Среди членов Русской Православной Церкви, ее мирян и священнослужителей, немало непосредственных участников Великой Отечественной войны. Многие из них, например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Леонид (Лобачев), архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий награждены орденами и медалями за заслуги перед Родиной.
Будущий Патриарх Пимен, тогда еще иеромонах, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря в 1950-1960 гг., воевал четыре года, оборонял Москву, был ранен, получил государственные награды. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) на фронте был пулеметчиком, награжден медалью «За боевые заслуги». Протоиерей Борис Васильев, до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки, а затем сражался в должности заместителя начальника полковой разведки. Будущий духовник трех патриархов архимандрит Кирилл (Павлов) защищал Сталинград.
Примеров можно привести множество. Особой страницей является деятельность выдающегося хирурга архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Во время своей красноярской ссылки, в начале войны, он по собственному желанию, встречая сопротивление властей, стал работать в эвакогоспитале в Красноярске, впоследствии заняв должность главного хирурга. С 1943 года, став епископом Тамбовским, возглавил госпиталь, где работал вплоть до 1945 года, ежедневно делая по нескольку операций. Благодаря его трудам были спасены и вылечены тысячи красноармейцев. В операционной его висела икона, операции он не делал без молитвы. За фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии» епископ Лука в 1945 году был удостоен Сталинской премии, большую часть которой он пожертвовал на помощь сиротам.
Благодаря деятельности Церкви во время войны отмечается небывалый религиозно-патриотический подъем. Многие солдаты и офицеры Красной армии, служа Родине, обретали веру на фронте. К вере приходили (или о ней вспоминали) и простые солдаты, и военачальники. Из свидетельств современников известно, что начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников (бывший полковник царской армии) носил образ святителя Николая и молился: «Господи, спаси Россию и мой народ». Г.К. Жуков всю войну провозил с собой Казанскую икону Божией Матери, которую он затем пожертвовал в один из киевских храмов.
У Русской Православной Церкви было очень мощное оружие против врага, оружие невидимое – это молитва к Богу. Историки и мемуаристы описали все битвы на полях сражений Второй мировой войны, но никто не в силах описать битвы духовные, совершавшиеся великими и безымянными молитвенниками в эти годы. Приведем всего один пример: дивный духовный подвиг совершил преподобный Серафим Вырецкий. Подражая преподобному Серафиму Саровскому, он молился в саду на камне в течение всех долгих изнурительных военных лет, прося Господа об избавлении России от супостатов и о спасении всего мира. Этот подвиг требовал от святого мужества и терпения, это было воистину мученичество ради любви к ближним.
Молитвы звучали во всех действующих храмах страны. В блокадном Ленинграде, несмотря на голод и холод, ежедневно служились Литургии, в день отпевали по 100-200 человек.
В 1943 году в Москве на Пасху служили в 90 церквях. В Богослужениях приняли участие 148 тыс. человек.
Тяжелые испытания военного времени стали одной из причин значительного религиозно-патриотического подъема и на фронте, и в тылу.
Русская Православная Церковь была официально признана активным участником Великой Отечественной войны, в которой для успешного противостояния врагу власть вынуждена была опереться на национальные и духовные традиции русского народа.
Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в годы Великой Отечественной войны, и есть вклад в Победу над чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.
День Победы 9 мая 1945 года пришелся на перенесенный (по церковному календарю, из-за Пасхи) день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя русского воинства, а подписание капитуляции Германии было совершено в Светлую Среду на пасхальной неделе. Такова была роль РПЦ в освобождении нашего Отечества и нам, потомкам, нельзя об этом забывать!

Ольга АРЧАКОВА.