Ставка – на яблоки

1326

Кубань обладает всеми необходимыми природно-климатическими факторами, способствующими выращиванию плодов и ягод с высокими вкусовыми и товарными качествами. Такого разнообразия культур и сор-тов нет ни в одном регионе России. Именно мы производим практически половину всего объема семечковых и косточковых в стране.
Поэтому этой отрасли сельского хозяйства уделяется пристальное внимание со стороны государства. Так, за пять лет поддержка выросла в два раза. Если в 2015 году на развитие выделялось порядка 400 миллионов рублей, то в этом сумма, выделяемая из федерального и краевого бюджетов, должна увеличиться до 800 миллионов.
Субсидии направляются на закладку и уход за молодыми садами и ягодниками, установку шпалер, капельного орошения и противоградовой сетки, а также на грантовую поддержку фермеров-садоводов в рамках региональной программы «Малый сад». Она была разработана и запущена по поручению главы региона в 2018 году и дала дополнительный стимул для развития садоводства, а внедрение современных технологий позволяет существенно повышать выход готовой продукции. Например, урожайность яблонь в интенсивных садах составляет 400-500 центнеров с одного гектара.
В Щербиновском районе отрасль садоводства активно развивают в СПК (колхозе) «Знамя Ленина».

Садоводство в России последние годы развивается стремительными темпами. Ежегодно закладывается до 15 тыс. га новых садов, большая часть из них – интенсивные. Традиционная технология выращивания уже не обеспечивает отрасль необходимой доходностью, быстрой окупаемостью и высокой урожайностью. Красивые сады с широкими аллеями остаются только в старых усадьбах и в небольших частных хозяйствах. Профессиональное сообщество переходит на более современные технологии.

По такой системе работает и магнат садоводства Щербиновского района – СПК (колхоз) «Знамя Ленина». Руководство предприятия поставило перед собой несколько стратегических задач, среди которых основные это внедрение передовых практик и технологий выращивания, сохранение качества урожая через строительство современных плодохранилищ и развитие собственного селекционного питомника. Специалисты отрасли успешно идут к поставленным целям, выполняя все технологические процессы. Но, к сожалению, итоговые результаты в садоводстве во многом зависят и от погодных условий. В этом году из-за весенних заморозков и отсутствия дождей рекордных урожаев косточковых, как в прошлых сезонах, скорее всего, не будет.
За март и апрель садоводы, как и растениеводы, перенесли тройной удар на плодовых насаждениях: к низкой влагообеспеченности добавились возвратные морозы. Но если горох, например, после заморозков все же пришел в норму и стал развиваться дальше, то на деревьях цветы, прихваченные минусовыми температурами, попросту осыпались. Однако оптимизма труженики не теряют. Когда мы были в бригадах, рабочие процессы, в частности, установка шпалерных конструкций и обрезка, шли полным ходом.
Заезжаем на первое отделение садовой бригады. Вдоль междурядий – тюки соломы, верх которых опален, так пытались спасти урожай.
– Окуривание сада (сжигание соломы для обогрева деревьев) началось с середины марта, – рассказывает управляющий садами Дмитрий Рожин, – когда были первые заморозки. 25 числа – самый большой из них достиг -7 градусов С. Для подстраховки мы по сей день продолжаем дежурства. В случае чего тюки поджигаются, чтобы сохранить урожай. В этом году все процессы в садоводстве начались раньше обычных сроков, поэтому и сложилась такая непростая ситуация. Если бы насаждения зацвели чуть позже, этого удалось бы избежать. Но… В итоге очень сильно пострадали косточковые культуры – черешня, вишня и слива. Ягодный урожай, конечно, будет, но не в тех масштабах, к которым все уже привыкли. Конкретно назвать сейчас какие-то цифры просто невозможно. Об этом мы скажем после сбора продукции.
– Плюс ко всему, когда деревья зацветали, стояла холодная погода, – продолжает Дмитрий Александрович, – а пыльца начинает созревать при температуре +16 градусов С. Таких показателей термометра не было, за исключением пары дней. Пчелы в подобную погоду тоже не летают, соответственно и процесс опыления был не совсем качественный.
Пока беседуем, подходим к яблоням.
– Можно сказать, что только с 23 апреля началось их активное цветение, – рассказывает специалист, демонстрируя соцветия, которые активно опыляют пчелы с колхозной пасеки. – Сейчас ульи как раз расположились во владениях сада.
Действительно, день был солнечный и практически безветренный. Пчелы трудились у каждого дерева. Вот только поможет ли это?
– Да, безусловно, поможет, но в то же время все реально понимают, что рекордных цифр в этом сезоне не будет, – комментирует Рожин. – Например, в 2019 году только на втором отделении было убрано 1200 тонн сливы, на первом – свыше 200, плюс косточковые культуры. Но мы оптимизма не теряем. Делаем все возможное для получения качественного урожая. Основные работы сейчас сосредоточены на яблонях. Все они здесь выращиваются по интенсивной технологии. Да и большая часть насаждений отведена под эти культуры. Получается, ставка все же делается на них.
– Этот фрукт, с одной стороны, самый традиционный, а с другой – самый дефицитный для России, – отмечает Рожин. – Особенно остро это наблюдается в сегменте потребления в свежем виде (без учета несортового яблока, идущего на переработку). Наша продукция ценится и славится далеко за пределами района. И мы этим гордимся.
– Каковы особенности производственного процесса?
– Наша работа – словно конвейер: с лета и до самой зимы идет уборка, круглогодичный технологический процесс включает в себя уходные мероприятия, обрезку, прополку, обработки, подвязки, окучивание или разокучивание, закрепление центрального проводника и другое. На сегодняшний день на молодых насаждениях яблонь устанавливаем шпалеры, осуществляем организацию полива. Одновременно идут обрезка и подвязка, разокучивание, удаление штамбовой корневой поросли. В общем, это нескончаемый процесс.
Постоянно внедряются новые технологии, но несмотря на это, ручного труда достаточно. Например, если раньше в подвязке использовались специальные материалы – резинки, то сейчас вместо них должна быть железная скоба. Это получается чуть дороже, но долговечнее и практичнее.
Кстати сказать, эту железную скобу не так-то просто установить. Я попыталась, когда снимали для газеты. Казалось бы, прицепил изогнутую железку к проволоке – и все. Ан нет! Тут специальная технология. При установке надо правильно выбрать угол, изогнуть скобу так, чтобы она качественно удерживала центральный ствол дерева, а не болталась на проволоке. В общем, получилось лишь с третьей попытки, да и то при помощи бригадира.
Продолжая разговор о новшествах, нельзя не отметить питомник, что разбит во владениях второй бригады. В первую очередь он создан, чтобы снизить затраты.
– Качественные саженцы для интенсивных садов можно купить только за границей, – говорит управляющий, – а это недешево. Российские селекционные центры и питомники выращивают их в основном для домашних хозяйств. Они непригодны для промышленного использования, да и объемов, необходимых для закладки всех планируемых интенсивных садов, отечественные компании предложить не могут. Оптимальное решение, чтобы сократить долю этих расходов, – брать из импортных саженцев почку, прививать ее и выращивать собственные растения. Кроме того, не все популярные иностранные поставщики могут предложить качественный посадочный материал. Выращивание собственных саженцев помогает уменьшить этот риск. Поэтому мы и создали свой питомник, дабы обеспечить себя районированным посадочным материалом.
Еще одной гордостью знамяленинцев являются фруктохранилища. Здесь остается убранный урожай, который реализуется до весны.
– Это специальные помещения, – рассказывает Дмитрий Александрович, – где мы храним продукцию, обрабатывая ее определенным составом, который продлевает жизнь яблок на три-четыре месяца и позволяет хранить их до полугода.
Пока беседуем об инновациях в садоводстве, к нам приближается трактор с рабочими, занятыми установкой шпалер.
– Это основная конструкция интенсивного сада?
– В садоводстве активно применяются самые разные конструкции интенсивных садов, – говорит бригадир. – Однако наиболее эффективными с точки зрения удобства ухода и сбора урожая являются шпалерные системы. Монтаж опорных элементов проводится по такому алгоритму: в пределах каждого ряда прокладывается горизонтальная шпалера из двух или трех рядов проволоки. Непосредственно возле каждого саженца устанавливается отдельная вертикальная опора. Здесь мы используем бетонные столбы, они обладают оптимальным сочетанием прочности и долговечности при достаточно умеренной цене. В процессе роста и развития дерева ветки постепенно подвязывают, формируя широкую горизонтальную крону. Штамб и центральные ветки фиксируют на вертикальной опоре. В первые годы после посадки сада необходимо уделять пристальное внимание правильному формированию кроны.
В общем, говорить на эту тему можно бесконечно. Самое главное – своевременно и добросовестно выполнять все необходимые работы.