Массовые скопления людей могут стать очагом распространения коронавируса. Даже при посещении очень важных церковных служб на страстной неделе, в Пасху – каким бы ни был повод собраться вместе, он будет нести угрозу для каждого. Про самые опасные места заражения рассказала заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Татьяна Гречаная.
– Татьяна Викторовна, глядя на данные статистики и сводки оперштаба, мы понимаем, что заболевших коронавирусной инфекцией с каждым днем становится все больше. Это еще не пик?
– Хотелось бы озвучить другие цифры, но ситуация такова, что снижения мы не видим. Показатель заболеваемости растет: было 2,2, стало 3,8 на 100 тысяч. То есть, если неделю назад у нас 1 человек на 100 тысяч населения края болел, то теперь почти 4. И это серьезный рост. Конечно, у нас нет всплеска – того, чего мы боялись. У нас нет массы летальных исходов и большого количества тяжелых случаев. Это результат важной работы, которую сейчас делает большинство жителей края: мы сидим дома. Люди, которые действительно выдерживают режим самоизоляции, вносят серьезный вклад в собственную безопасность.
Сегодня есть места особого риска, которых не избежать даже в условиях самоизоляции. Например, магазины. Конечно, все торговые точки приняли меры для безопасности покупателей – установили защитные пластиковые экраны, все кассиры и продавцы надели маски и перчатки. Но риск все же есть. Главное наше требование на сегодняшний день – практически крик, который мы просим услышать: соблюдайте дистанцию! Не от вашего мужа, жены, семьи, с которыми вы уже прожили много дней в изоляции, от других людей!
– Мы можем выделить топ мест, в которых стоит себя особенно поберечь?
– Особенные опасения сейчас вызывают места совершения религиозных обрядов. За всю мою историю работы я впервые услышала, что патриарх Кирилл обратился к верующим с призывом не подвергать себя опасности при посещении очень важных церковных служб на страстной неделе, в Пасху, на исповеди. Конечно, мы понимаем, что каждый человек примет свое решение и сделает свой выбор, но все же хочу напомнить, что здоровье – это осознанная необходимость.
В ближайшие дни добавится и посещение кладбищ. Даже на открытом пространстве все равно вы встречаетесь с людьми. Не забывайте, что, когда вокруг вас 3 и более человек, один из них может быть бессимптомным носителем вируса. Сегодня у нас в крае подтвержденных инфицированных 215 человек, у 916 человек с подозрением на коронавирус есть какие-то проявления болезни, прибавьте к ним еще 20 процентов бессимптомных. Это много. Поэтому сегодня главная мера предосторожности – соблюдение дистанции. В магазине, аптеке, МФЦ. Закройте лицо маской, шарфом, платком, если вынуждены куда-то пойти, поехать к своему родственнику. Если в магазине очередь, не становитесь в нее! Не вносите свой вклад в болезнь.
– Помимо инфекционных больниц, в регионе было развернуто еще 12 госпиталей. Выходит, ситуация сложнее, чем с эпидемией банальных ОРЗ и ОРВИ?
– Да, в госпиталях сейчас проводится огромная работа. Я была в трех из них – в Ленинградском, Тихорецком, Лабинском районах. На сегодняшний день эти госпитали готовы принять более 3 тысяч человек, мы уже просчитали вероятность, потенциально все эти места могут быть востребованы. Пожалуйста, поддержите врачей, помогите им справиться с инфекцией. Это очень важно и серьезно. Мы просим встать в ряды борцов за безопасность – вашу в первую очередь. За свою жизнь, здоровье.
– Как донести эту информацию до населения? Мы все – люди, погода стоит хорошая, а будет еще лучше… Как пожертвовать этим?
– Я бы сказала, что это должна быть жертва во имя жизни. Во имя вашей жизни. Я предупреждаю всех: когда вы будете находиться в массе людей, ваш риск инфицирования кратно возрастет. Нужна ли вам эта жертва? Примите для себя решение. Осталось немножечко потерпеть, побороться, проявить свою гражданскую позицию: не быть, как все, потенциально заболевшим, лучше быть, как все, потенциально здоровым.
– Можно ли, глядя на другие регионы, спрогнозировать пик пандемии?
– Я не буду строить прогнозы, это неблагодарное дело. Единственный прогноз – очень быстро это не закончится. Зараженных людей много. Количество невыявленных – тоже большое. Общение между субьектами России есть, как бы мы ни старались это предотвратить. Сегодня рано говорить о каком-то успокоении. Думаю, с этой проблемой мы будем разбираться до конца года, в той или иной форме.