Аннотированный обзор нормативных актов Российской Федерации, опубликованных в марте 2019 – апреле 2019 года

0
324

Аннотированный обзор нормативных правовых актов Российской Федерации подготовлен с использованием мониторинга федерального законодательства, подготовленного экспертами компании «Консультант-плюс».

Федеральный закон от 18.03.2019 N 26-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Установлена административная ответственность за предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Предусматривается, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести административную ответственность как юридические лица.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований будет устанавливаться Правительством РФ.

Определены органы, уполномоченные рассматривать данную категорию дел.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 27-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Административная ответственность за распространение “фейковых новостей” будет зависеть от тяжести наступивших последствий.

Так, в случае если распространение фейковых новостей создало угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, размер штрафа составит: для граждан – от 30000 до 100000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; для должностных лиц – от 60000 до 200000 рублей; для юридических лиц – от 200000 до 500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Аналогичное деяние, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, будет наказываться штрафом: для граждан – от 100000 до 300000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц – от 300000 до 600000 рублей, для юридических лиц – от 500000 до 1000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, повлечет наложение административного штрафа: на граждан – от 300000 до 400000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от 600000 до 900000 рублей; на юридических лиц – от 1000000 до 1500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 28-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Штрафы от 30 тысяч и административный арест до 15 суток: установлена административная ответственность за “оскорбление власти” в Интернете.

Согласно изменениям, внесенным в КоАП РФ, распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, будет влечь административную ответственность в виде штрафа от 30000 до 100000 рублей.

За повторное совершение указанного правонарушения штраф составит от 100000 до 200000 рублей, в качестве альтернативы предусмотрен арест на срок до 15 суток.

В случае привлечения к административной ответственности более чем во второй раз по указанной статье правонарушителю придется заплатить штраф от 200000 до 300000 рублей или отбыть административный арест до 15 суток.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 29-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Установлена административная ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ.

КоАП РФ дополнен статьей 8.32.3, согласно которой невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Если указанные действия совершены в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, то в этом случае размер административного штрафа увеличивается и составит: для должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 30-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”

Подписан закон о блокировках сайтов за “оскорбление власти”.

Полномочиями по выявлению сайтов в сети “Интернет”, на которых содержится информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, наделяется Генеральный прокурор РФ и его заместитель.

Обнаружив указанную информацию, Генеральный прокурор РФ или его заместитель должны направить в Роскомнадзор требование о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию.

Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение информационного ресурса, на котором содержится обнаруженная информация, и направляет ему информацию о выявлении запрещенной информации с требованием удалить ее.

Незамедлительно с момента получения требования Роскомнадзора провайдер хостинга информирует о поступившем требовании владельца информационного ресурса, на котором размещена информация, и указывает на необходимость ее удаления.

Владелец информационного ресурса должен удалить противоправную информацию в течение суток с момента получения уведомления от провайдера хостинга.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер по удалению информации, сайт, на котором размещена информация, подлежит блокировке.

В случае удаления противоправной информации, владелец информационного ресурса уведомляет об этом Роскомнадзор, который, после проверки удаления информации, направляет оператору связи уведомление о прекращении блокировки сайта.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 31-ФЗ “О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”

За распространение “фейковых новостей” сайты будут блокироваться.

В частности, ограничению подлежит распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Механизм ограничения распространения недостоверной информации аналогичен существующей процедуре, действующей в отношении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Устанавливается специальная процедура блокировки в случае обнаружения недостоверной информации на ресурсе, являющимся сетевым изданием. В указанном случае Генеральным прокурором РФ или его заместителем направляется обращение в Роскомнадзор, который направляет уведомление о необходимости удаления недостоверной информации в редакцию сетевого издания. В случае если редакция сетевого издания незамедлительно не удаляет информацию, Роскомнадзор направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к соответствующему сетевому изданию. Данный порядок не применяется в случае обнаружения недостоверной информации на информационном ресурсе, являющемся новостным агрегатором.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ “О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации”

К объектам гражданских прав в РФ отнесены цифровые права.

В часть первую Гражданского кодекса РФ включена статья 141.1 “Цифровые права”, согласно которой цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Регламентированы положения, касающиеся определения обладателя цифровых прав. Установлено, что переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.

Кроме того, Законом в числе прочего:

предусмотрены условия соблюдения письменной формы сделки, совершенной с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки;

установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю в том числе электронного документа, подтверждающего оплату товара;

определены особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации;

предусмотрено, что договор номинального счета, договор страхования могут быть также заключены путем составления одного электронного документа, подписанного сторонами, или обмена электронными документами;

установлен запрет составления завещания с использованием электронных либо иных технических средств.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2019 года.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 35-ФЗ “О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации”

В связи с повышением пенсионного возраста сохранено право женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов.

Семейный кодекс РФ дополнен положением, согласно которому право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста (статьи 85, 87, 89, 90, 93 – 97 СК РФ), на алименты распространяется в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).

Федеральный закон от 18.03.2019 N 37-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

Принят Закон, направленный на совершенствование механизма предоставления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Законом, в частности, устанавливаются полномочия ПФР по уточнению пригодности для проживания жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств материнского капитала.

Соответственно, получение информации о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, – будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на указанные цели.

Кроме того, уточнены требования к документам, прилагаемым к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала, а также скорректирован перечень организаций, по договорам займа с которыми возможно направление средств материнского капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 39-ФЗ “О внесении изменений в статью 24 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”

Расширен перечень оснований для получения студентами отсрочек от армии.

Гражданам, достигшим призывного возраста в период обучения в общеобразовательной школе, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением не только по программам высшего профессионального образования (бакалавриат или специалитет), но и по программам среднего профессионального образования.

Кроме того, граждане, достигшие призывного возраста в период обучения в школе и воспользовавшиеся правом на отсрочку в связи с обучением в школе, а также в связи с обучением в ВУЗе по программе бакалавриата или по программе специалитета, получат право на еще одну отсрочку в связи с продолжением обучения в магистратуре.

Федеральный закон от 01.04.2019 N 46-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности”

Ужесточена уголовная ответственность участников и руководителей преступного сообщества (преступной организации.)

Теперь, в частности, установлено, что создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения (в прежней редакции – совместного совершения) одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей (ранее – до одного миллиона рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Также в самостоятельную часть выделена норма, касающаяся участия в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп в целях координации действий организованных групп, создания устойчивых связей между ними, разработки планов и создания условий для совершения преступлений, раздела сфер преступного влияния и преступных доходов между преступными сообществами (преступными организациями) и их участниками.

За совершение данного преступления вводится уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Увеличены сроки лишения свободы и штрафы за участие в преступном сообществе (преступной организации), а также размер штрафа, в случае если данные деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения.

Уголовный кодекс РФ, кроме того, дополнен новой статьей 210.1 “Занятие высшего положения в преступной иерархии”, предусматривающей для указанных лиц лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены корреспондирующие изменения, связанные с подсудностью и подследственностью уголовных дел о вышеуказанных преступлениях.

Федеральный закон от 01.04.2019 N 47-ФЗ “О внесении изменений в статьи 21.7 и 23.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Установлена административная ответственность за умышленные порчу или утрату временного удостоверения, выданного взамен военного билета, справки взамен военного билета и персональной электронной карты.

Правонарушение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Кроме того, уточнены должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени военных комиссариатов.

Федеральный закон от 01.04.2019 N 49-ФЗ “О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона “О государственной социальной помощи” и статью 4 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”

Подписан Закон об индексации пенсий сверх прожиточного минимума пенсионера.

Согласно действующим правилам каждая новая индексация увеличивает размер пенсии и пропорционально уменьшает размер социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера.

Поправки в Закон о государственной социальной помощи позволят сначала доводить общую сумму доходов пенсионера до прожиточного минимума, а затем проводить индексацию пенсии.

Согласно Закону размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении должен определяться как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат.

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат (страховой и накопительной пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты), в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться указанные выплаты без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.

Если с 1 января текущего года изменяется величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, то при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться размеры указанных выше денежных выплат, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.

При этом установлено, что суммы выплат, рассчитанные по новым правилам и причитающиеся пенсионеру с 1 января 2019 года, должны быть выплачены не позднее 1 июля 2019 года.

Кроме того, Законом уточнен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и в каждом субъекте РФ (для субъектов РФ определение данной величины будет регламентироваться правилами, утверждаемыми Правительством РФ).

Указ Президента РФ от 27.03.2019 N 130 “О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации”

В Конституцию РФ включено новое наименование субъекта РФ – Кемеровская область – Кузбасс.

Данное решение принято в связи с изменением наименования Кемеровской области.

Указ Президента РФ от 30.03.2019 N 135 “О призыве в апреле – июле 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву”

В России начался “весенний” призыв на военную службу.

С 1 апреля по 15 июля 2019 г. на военную службу будут призваны 135 000 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и подлежащие в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” призыву.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, подлежат увольнению с военной службы.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 26.03.2019 N 315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Положения некоторых актов Правительства РФ об альтернативной гражданской службе представителей коренных малочисленных народов РФ приведены в соответствие с законодательством РФ.

Федеральным законом от 27.06.2018 N 164-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации” была уточнена терминология законодательства РФ о коренных малочисленных народах РФ.

Настоящим Постановлением, в частности, в Правилах представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, а также принятия специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия указанных органов в организации альтернативной гражданской службы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 750, термин “организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов” заменен на термин “организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Аналогичные изменения вносятся в Положение о прохождении альтернативной гражданской службы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 “Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы”.

Постановление Правительства РФ от 27.03.2019 N 323 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Действие актов Правительства РФ по вопросам социальных гарантий распространено на лиц, проходящих службу в Росгвардии.

Соответствующие изменения и дополнения внесены в постановления Правительства РФ:

от 30 декабря 2011 г. N 1229 “Об утверждении Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации”;

от 30 декабря 2011 г. N 1237 “О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях”;

от 2 декабря 2015 г. N 1306 “Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 11 статьи 12 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 358 “О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации”

Для перевозки гражданами оружия и патронов воздушным транспортом не потребуется разрешения Росгвардии.

Установлено, что воздушная перевозка оружия и патронов, транспортируемых гражданами РФ и иностранными гражданами, осуществляется перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами без получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на перевозку, без оформления перевозчиками приходно-расходных и сопроводительных документов и выполнения ими других обязанностей, предусмотренных Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ.

Расширен перечень случаев, в которых оружие и патроны могут передаваться, в том числе, в органы внутренних дел для производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом и др.

Исключен обязательный одновременный вывод данных на бумажные и магнитные носители при ведении учета оружия и патронов с использованием электронных средств автоматизированного учета.

Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 “О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”

Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2019 N 54170.

Обновлен порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Порядком устанавливается:

– перечень органов и организаций, имеющих право проводить обследование;

– основания для проведения обследования;

– перечень обстоятельств, устанавливаемых при проведении обследования;

– требования к акту обследования.

В приложениях к Приказу приводятся: формы акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи; заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах; акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 “О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423”.

Приказ МВД России от 04.02.2019 N 49 “Об утверждении Порядка согласования основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”

Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2019 N 54169.

Установлена процедура согласования ГИБДД основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Согласование программ осуществляется подразделением Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ или подразделением Госавтоинспекции, уполномоченным руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ, по результатам проверки соответствия их содержания примерным программам профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации водителей.

Прием и рассмотрение заявления организации о согласовании программ, их согласование осуществляется подразделением Госавтоинспекции по месту осуществления данной организацией образовательной деятельности.

Определен порядок приема и рассмотрения заявления о согласовании программ, проведения проверки и оформления ее результатов.

Приказ МВД России от 04.02.2019 N 50 “Об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам”

Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2019 N 54160.

Определен порядок выдачи подразделениями ГИБДД заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения водителей.

Соответствие или несоответствие учебно-материальной базы организации, соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности, установленным требованиям подтверждается заключением, выдаваемым подразделением Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ или подразделением Госавтоинспекции, уполномоченным руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ, по результатам обследования учебно-материальной базы.

Прием и рассмотрение заявления о выдаче заключения, проведение обследования и выдача осуществляются подразделением Госавтоинспекции по месту осуществления организацией образовательной деятельности.

Определены порядок приема и рассмотрения заявления, порядок проведения обследования, оформления и выдачи заключения.

Заключение выдается сроком на 5 лет. Информация об организациях, получивших заключения, о прекращении действия заключения размещается на официальном сайте ГИБДД (гибдд.рф).

“Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве” (утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 15.03.2019)

Обновлен порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.

Определены, в числе прочего:

порядок уведомления адвокатской палаты (ее представителей) о назначении;

этапы назначения адвоката в качестве защитника;

порядок защиты информации, связанной с назначением, при ее приеме и обработке в адвокатской палате;

региональные особенности распределения поручений о назначении защитника между адвокатами;

обязанности адвоката, которому распределено поручение о назначении защитника.

Порядок вступает в силу с даты его утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов. Со дня вступления в силу Порядка признан утратившим силу “Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве”, утвержденный решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017 (Протокол N 5).

До 1 октября 2019 года предусматривается переходный период, в течение которого осуществляется согласование Советом Федеральной палаты адвокатов правил адвокатских палат субъектов РФ по исполнению настоящего Порядка в части соответствия отдельных положений региональных правил положениям Порядка.

Информация Минтруда России “О выдаче страхового номера индивидуального лицевого счета в электронном виде”

СНИЛС можно будет получить в электронном виде.

Данная норма предусмотрена Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В соответствии с указанным законом исключается обязанность ПФР выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам. Теперь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, по выбору физического лица может быть направлен ему в форме электронного документа, а также иным способом, в том числе на бумажном носителе почтовым отправлением.

Ранее выданные страховые свидетельства сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения о СНИЛС, как и прежде, будут предоставляться гражданином при обращении за государственными и муниципальными услугами самостоятельно.

  1. Судебная практика

“Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год”

Конституционный суд РФ обобщил наиболее важные решения, принятые им в 2018 году

В обзоре приводятся постановления и определения, принятые Конституционным Судом РФ в 2018 году, в том числе по вопросам:

– конституционных основ публичного права (в частности, Постановлением от 06.02.2018 N 6-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 НК РФ, признав их не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер);

– конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты (в частности, Постановлением от 26.02.2018 N 10-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, статей 1102 и 1109 ГК РФ, указав, что оспоренные положения не противоречат Конституции РФ, поскольку они не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, выплат в случае, если представленная им справка об установлении инвалидности признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при проведении медико-социальной экспертизы, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны);

– конституционных основ частного права (в частности, Постановлением от 19.04.2018 N 16-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации”, признав ее не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей неопределенности она не дает однозначного ответа на вопрос, какой именно государственный орган – федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган – обязан обеспечить служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, принятых на учет для предоставления служебных жилых помещений до 1 января 2017 года;

– конституционных основ уголовной юстиции (в частности, Постановлением от 25.04.2018 N 17-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 УК РФ, признав его не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК РФ тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение – с точки зрения последствий своего поведения – по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

“Обзор практики рассмотрения судами ходатайств о наложении ареста на имущество по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.03.2019)

Верховный Суд РФ обобщил практику наложения ареста на имущество обвиняемых в совершении преступлений.

Разъясняется, в частности, что в уголовном судопроизводстве наложение ареста на имущество является одной из мер процессуального принуждения, применяемой в целях обеспечения надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому и состоящей в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

В соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.

Для наложения ареста на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, правовые основания установлены в ч. 3 ст. 115 УПК РФ, исходя из которой такой арест допускается в целях обеспечения предполагаемой конфискации имущества или сохранности имущества, относящегося к вещественным доказательствам по данному уголовному делу, и при условии, что относительно этого имущества имеются достаточные, подтвержденные доказательствами основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования преступной деятельности.

Верховный Суд РФ напоминает, что согласно ч. 4 ст. 115 УПК РФ арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание. При этом основания для отказа в удовлетворении ходатайства имеются также в тех случаях, когда исходя из поданных в суд материалов не представляется возможным решить вопрос об аресте имущества с соблюдением требований ч. 4 ст. 115 УПК РФ.

Судам следует руководствоваться п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 и признавать ходатайства обоснованными лишь в том случае, когда стоимость имущества, указанного в ходатайстве, соразмерна имущественным взысканиям, для обеспечения которых налагается арест. В случае заявления ходатайства о наложении ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части наказания в виде штрафа или гражданского иска стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимального размера штрафа, установленного санкцией статьи Особенной части УК РФ, либо должна быть соразмерна причиненному преступлением ущербу. В связи с этим ходатайство о наложении ареста может быть удовлетворено частично, арест наложен на соответствующую по стоимости часть имущества. Вывод о несоразмерности стоимости имущества тому ущербу, в целях возмещения которого имущество арестовано, являлся основанием для изменения судебного решения судом апелляционной инстанции.

Отсутствие в материалах, представленных органами, осуществляющими предварительное расследование, данных о заявленном гражданском иске не является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства следователя или дознавателя о наложении ареста.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2019 N 16-П “По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму” и части 15 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” в связи с жалобой гражданина Е.А. Понкратова”

Единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы, и единовременное пособие, выплачиваемое в случае получения военнослужащим увечья при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, повлекшего за собой наступление инвалидности, не могут рассматриваться как однородные

Конституционный Суд РФ признал часть 6 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму” и часть 15 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму”, так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Действующим правовым регулированием закреплена в качестве общего принципа недопустимость повторного предоставления одинаковых по своей правовой природе социальных выплат. Реализация этого принципа в системе социальной защиты, в частности при установлении публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, позволяет обеспечить сбалансированность предоставления государством мер социальной поддержки, организовать функционирование публично-правовых механизмов возмещения вреда на основе принципов социальной справедливости и равенства.

Нормы части 6 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму” и части 15 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” сами по себе не вступают в противоречие с конституционными предписаниями, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда, причиненного здоровью военнослужащих, исключить повторное предоставление им однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по своему месту и значению в правовом механизме возмещения вреда не могут рассматриваться как однородные, в частности единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”, и единовременного пособия, установленного частью 3 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму”.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, принимавшие участие в контртеррористической операции, подлежат социальной защите как в соответствии с Федеральным законом “О противодействии терроризму”, так и на основании законодательства о статусе военнослужащих. Вследствие этого в случае военной травмы они, как и другие лица, проходящие военную службу, вправе получить единовременное пособие, предусмотренное пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”. Одновременно такие военнослужащие как лица, участвовавшие в мероприятиях по противодействию терроризму, приобретают право на получение дополнительных мер социальной защиты, закрепленных Федеральным законом “О противодействии терроризму”, в том числе единовременного пособия, установленного частью 3 его статьи 21.

Предусматривая выплаты, в случае обеспечения которыми гражданину не могут быть назначены какие-либо иные пособия, оспариваемые нормы вместе с тем не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям, установленным частью 3 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму” и пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”. В результате в правоприменительной практике допускается отказ в предоставлении при увольнении с военной службы единовременного пособия, закрепленного пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”, тем получившим военную травму при участии в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и признанным не годными к прохождению военной службы гражданам из числа военнослужащих, являющимся инвалидами, которые ранее получили единовременное пособие, установленное частью 3 статьи 21 Федерального закона “О противодействии терроризму”.

Это – вопреки преследуемой законодателем при принятии Федерального закона “О противодействии терроризму” цели формирования особых мер социальной защиты для лиц, принимавших участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, – препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненного здоровью военнослужащих, и их социальной защите и приводит к необоснованному ограничению права таких лиц на социальное обеспечение. Тем самым военнослужащие, принимавшие участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, при увольнении с военной службы в связи с признанием их не годными к ее прохождению вследствие военной травмы ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих, что не отвечает вытекающим из Конституции РФ требованиям надлежащей государственной защиты прав и законных интересов граждан, которая в Российской Федерации как правовом социальном государстве должна осуществляться на началах справедливости и юридического равенства.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

  1. Юридические консультации ДПД МВД России, размещенные в банке данных АИПС «Юридические консультации», СПС «Консультант плюс», а также на официальном сайте МВД России в рубрике “Часто задаваемые вопросы”.

По вопросу о порядке включения в стаж службы (выслугу лет) периодов обучения после повторного приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации рассмотрено

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о службе) в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” (далее – Закон о пенсионном обеспечении) также установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. При этом порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем пятым пункта 2 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” определено, что лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, поступившим на службу с 1 января 2012 года, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом “а” части первой статьи 13 Закона о пенсионном обеспечении засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о службе правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Законом о службе. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом соответствующего руководителя (начальника) о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено Законом о службе.

При увольнении сотрудника из органов внутренних дел без права на пенсию правоотношения с ним прекращаются с даты, указанной в приказе, изданном в установленном порядке.

Ответ подготовлен СПУ ДПД МВД России совместно с ДГСК МВД России.

По вопросу об установлении ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе (далее – поощрительные выплаты) сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности помощника начальника по работе с личным составом, главного бухгалтера в отделах, отделениях МВД России по муниципальным образованиям, не имеющих в штатных расписаниях должности заместителя начальника отдела в составе данных подразделений

Согласно подпункту “е” подпункта 6.7 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 8 ноября 2018 г. N 750, поощрительные выплаты устанавливаются сотрудникам, замещающим должности помощника (всех наименований), главного бухгалтера, начальника отдела, заместителя начальника отдела, ей равные и выше (при наличии в утвержденном штатном расписании подразделения должности заместителя начальника отдела), в подразделениях управления и обеспечения, не входящих в состав полиции и подразделений предварительного следствия.

Исходя из примененного юридико-технического приема, слова “ей равные и выше (при наличии в утвержденном штатном расписании подразделения должности заместителя начальника отдела)” относятся только к должности заместителя начальника отдела.

В этой связи указанное условие на сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности помощника (всех наименований) или главного бухгалтера, не распространяется.

По вопросу продления отпуска по личным обстоятельствам, предоставляемого в соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в случае временной нетрудоспособности сотрудника

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 59 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о службе) в случае временной нетрудоспособности сотрудника предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника.

Частью 1 статьи 58 Закона о службе определено, что сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: 1) за стаж службы в органах внутренних дел; 2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; 3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; 4) за ненормированный служебный день.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о службе отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия предоставляется сотруднику органов внутренних дел по его желанию при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее.

Правовая природа данной социальной гарантии заключается в предоставлении сотруднику органов внутренних дел возможности цивилизованного решения социально-бытовых вопросов при его увольнении со службы в органах внутренних дел.

Данный вид отпуска не относится к категории основного или дополнительных отпусков. В этой связи отпуск по личным обстоятельствам, предоставляемый в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о службе, в случае временной нетрудоспособности сотрудника не продлевается.

Ответ подготовлен СПУ ДПД МВД России совместно с ДГСК МВД России.

  1. Статья по правовой тематике сотрудников ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю

«Порядок  направления в служебные командировки и возмещения расходов»

Порядок и условия командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации утверждены приказом МВД России от 14.02.2017 N 65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации»                        (далее- Порядок).

Действие Порядка распространяется на поездки сотрудников по решению уполномоченных должностных лиц на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной службы и не распространяется на поездки сотрудников, служебная деятельность которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер; осуществляемые в пределах населенного пункта, где располагается их место постоянной службы, обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (месту пребывания), за исключением поездок сотрудников, направленных на обучение по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам в образовательные организации системы МВД России или центры профессиональной подготовки территориальных органов МВД России; для поступления на обучение по основным профессиональным образовательным программам вне плана комплектования образовательных организаций МВД России; для обучения по основным профессиональным образовательным программам в случае поступления сотрудника на обучение по его инициативе вне плана комплектования образовательных организаций МВД России; допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, для подготовки к защите и для защиты диссертаций на соискание ученых степеней.

Выезды сотрудников считаются служебной командировкой при наличии решения уполномоченного должностного лица, оформленного в соответствии с Порядком.

Служебные командировки сотрудников в вышестоящие органы, организации, подразделения осуществляются по решению руководителей вышестоящих органов, организаций, подразделений или их заместителей.

Максимальная продолжительность служебной командировки не должна превышать 40 суток, включая время нахождения в пути к месту командирования и обратно, свыше указанного срока командировки, может быть продлена на общий срок до 5 суток по мотивированному рапорту командированного сотрудника руководителем органа, организации, подразделения, направившим его в служебную командировку.

Срок служебной командировки продлевается на период временной нетрудоспособности, подтвержденный в установленном порядке медицинскими организациями, и задержки командированного сотрудника в пути следования по независящим от него причинам.

Также в ряде случаев служебные командировки могут быть продлены на более длительный срок, но не более чем на один год, по решению Министра или его заместителя, начальника ГУ МВД России по СКФО, начальника УТ МВД России по федеральному округу, ЛУ МВД России на транспорте, министра внутренних дел по республикам, начальника главного управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, в том числе в случае командирования сотрудников для выполнения задач по обеспечению правового режима чрезвычайного положения; для выполнения задач в зоне вооруженного конфликта по выявлению, разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований; для участия в проведении контртеррористических операций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; для выполнения иных задач в составе Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России.

Продолжительность служебной командировки исчисляется по фактическому количеству дней пребывания со дня убытия из органа, организации, подразделения и по день возвращения (включительно) обратно после выполнения служебного поручения (задания), включая выходные и нерабочие праздничные дни. Днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной дислокации органа, организации, подразделения, в котором проходит службу сотрудник, направляемый в служебную командировку, а днем приезда – день прибытия транспортного средства в место постоянной службы сотрудника.

Служебная командировка может быть прекращена досрочно по решению руководителя, направившего сотрудника в служебную командировку, либо руководителя комиссии (старшего группы) с уведомлением руководителя органа, организации, подразделения, направившего сотрудника в служебную командировку, в случае выполнения служебного задания в полном объеме; временной нетрудоспособности сотрудника, удостоверенной в установленном порядке; наличия у сотрудника личных или семейных обстоятельств, требующих его присутствия по месту жительства (месту пребывания); наличия служебной необходимости; нарушения служебной дисциплины или законности в период нахождения в служебной командировке, а также при невыполнении слушателем обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения, дополнительной профессиональной программы и выполнению учебного плана.

Основанием для издания приказа о направлении в командировку (предписания в  случае проведения аудиторской проверки, распоряжения при проверке (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности) являются пункт плана служебных командировок (распоряжения вышестоящего органа, организации, подразделения), решение соответствующего должностного лица о внеплановой служебной командировке и служебное задание.

При проведении аудиторских проверок вместо служебного задания разрабатывается программа аудиторской проверки, при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности – задание на проведение проверки (ревизии), утверждаемые в установленном порядке.

Служебное задание должно соответствовать объему, времени работы и поставленной задаче.

Служебное задание не разрабатывается при выездах в служебные командировки для поступления на обучение по основным профессиональным образовательным программам, обучения по таким программам, по основным и дополнительным программам профессионального обучения; для участия в контртеррористических операциях, коллегиях, совещаниях, конференциях, семинарах, учебно-методических сборах, советах, спортивных и иных мероприятиях, не связанных с осуществлением контроля, целевой проверкой, оказанием организационно-методической и практической помощи.

При необходимости служебные задания для командирований с указанными задачами могут разрабатываться. Решение об их разработке в каждом конкретном случае принимает должностное лицо органа, организации, подразделения, обладающее правом утверждения служебного задания командируемого сотрудника.

Сотруднику, направляемому в служебную командировку, выдается командировочное удостоверение, которое находится у него в течение всего срока служебной командировки. При оформлении служебных командировок, не предусматривающих расшифровку задач командирования, командировочные удостоверения могут не выдаваться, что подлежит отражению в приказе.

По результатам работы в служебной командировке руководителем комиссии (старшим группы) при групповом выезде либо командированным сотрудникам при одиночном выезде в срок, установленный должностным лицом, разрешившим выезд в служебную командировку, готовится итоговый документ (докладная записка, рапорт, справка), отражающий результаты проделанной работы и содержащий выводы и предложения о мерах, которые необходимо принять по итогам служебной командировки.

Порядок возмещения командировочных расходов осуществляется финансовым подразделением органа, направившего сотрудника в командировку, на основании документов (приказа о направлении в командировку, командировочного удостоверение, подтверждающих проездных документов, платежных документов).

С целью единообразия  правоприменительной практики и сокращения расходов, связанных с оплатой  проезда сотрудников органов внутренних дел в служебные  командировки, МВД России  были направлены  Методические рекомендации  от 10.01.2019 № 1\50 по вопросам возмещения расходов, связанных с оплатой багажного сбора, перевозкой оружия и боеприпасов при проезде в служебную командировку и обратно к месту прохождения службы, а также возмещения сотрудникам расходов за неиспользованные проездные документы (билеты) на воздушный транспорт при отмене (переносе) служебной командировки.

Так, при приобретении проездных документов (билетов) на проезд воздушным транспортом в служебную командировку сотрудникам возмещаются расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно, при этом следует руководствоваться нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, Порядка и размеров возмещения сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти расходов на проезд в период нахождения в служебной командировке за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 №916, а также информацией о наличии авиакомпаний различных (с багажом или без такового) тарифов, предоставленной перевозчиком или уполномоченным лицом, для учета при оформлении авиабилетов с багажом или без такового в зависимости от количества мест багажа и веса багажа на одного пассажира воздушного судна.

При отсутствии необходимости провоза багажа сотрудником, направляемым в служебную командировку, целесообразно приобретать проездные документы (билеты) по минимальному тарифу (невозвратный тариф, не предусматривающий бесплатной нормы провоза багажа) на данный рейс (при их наличии).

В случае приобретения проездных документов (билетов) на воздушный транспорт с условиями невозврата провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, сотруднику за неиспользованные проездные документы (билеты) на воздушный транспорт отмене (переносе) служебной командировки возмещение расходов не производится.

При отмене либо изменении сроков служебной командировки, а также невозможности осуществления сотрудником поездки по иным уважительным причинам решение о возмещении затрат, в том числе связанных с приобретением и возвратом неиспользованных проездных документов (билетов), принимается должностным лицом, обладающим правом принятия решения о служебной командировке. В случае отмены или переноса сроков служебной командировки сотрудник не позднее времени вылета воздушного судна обязан сдать неиспользованные проездные документы (билеты), приобретенные по воинским перевозочным документам МВД России, в кассу транспортной организации и получить документ (справку), подтверждающий возврат. При наличии у сотрудника документа (справки), подтверждающего возврат оформленного по ВПД проездного документа (билета), принимается решение о возмещении затрат, связанных с взиманием транспортной организацией сбора (штрафа) за возврат неиспользованного проездного документа (билета), с последующим уведомлением ФКУ «ГЦСП МВД России» либо его соответствующего филиала о возвращении проездного документа (билета), приобретенного по ВПД.

При следовании воздушным транспортом сотрудники МВД России вправе осуществлять провоз огнестрельного оружия по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук и не превышающих по весу брутто 5 кг. Провозимое огнестрельное оружие и боеприпасы не относятся ни к ручной клади, ни к багажу, перевозимыми за плату. В целях исключения случаев  взимания перевозчиками с сотрудника дополнительной платы за перевозку оружия и боеприпасов рекомендуется оформлять ВПД с подачей заявок в ФКУ «ГЦСП МВД России» либо его филиалы.

При проезде в служебную командировку железнодорожным транспортом возмещение расходов при проезде на местах повышенной комфортности (в поездах «Ласточка», «Красная стрела», «Сапсан» и т.д.) производится только сотрудникам, имеющим специальные звания старшего и высшего начальствующего состава.  С учетом действующей системы динамического ценообразования оптимизация расходов при проезде сотрудников в служебные командировки в поездах достигается заблаговременным приобретением проездных документов (билетов), а также приобретением проездных документов (билетов) с наименьшей объявленной ценой в зависимости от расположения мест в вагоне.

В целях исключения оплаты сборов, связанных с бронированием (оформлением) проездных документов (билетов), командируемым сотрудникам предлагается осуществлять приобретение проездных документов (билетов) на официальных сайтах транспортных организаций, выполняющих перевозки.

В случае приобретения проездных документов (билетов) в кассах транспортных организаций или агентств, к авансовому отчету прилагается фискальный документ, содержащий сведений о плательщике (держателе банковской карты), а также реквизиты банковской карты, с которой произведена оплата.

Юрисконсульт Отдела МВД России по Щербиновскому району

старший лейтенант внутренней службы Ольга Александровна Стрельник

 

0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here