Место святое и чтимое

807
Volgograd_600

История Великой Отечественной войны для современных молодых поколений проходит через понимание подвига героев, наполняет душу патриотизмом – именно об этом было поведано в письме, которое публикуется сегодня.
За четыре года, как наша семья стала автотуристами, мы многое повидали. Для себя решили, что будем путешествовать самостоятельно, организованная толпа туристов – это не для нас. Мы уже совершили поездки по нашему краю, были в Адыгее – места замечательные, есть на что посмотреть. А в начале этого года решили: встретим 65-летие Победы в городе-герое Волгограде!
Загоревшись этой идеей, стали знакомиться с достопримечательностями города по Интернету. Узнали размеры скульптуры «Родина-мать зовет», воздвигнутой на Мамаевом кургане. Но как ни впечатляющи были цифры, убедились: всю мощь возможно ощутить, только увидев все это.

У нас появились единомышленники – семья Могилат. И вот в составе четырех взрослых и двух наших дочерей-шестиклассниц мы 8 мая выехали на нашем автомобиле из Старощербиновской. Восемь часов пути пролетели незаметно. Уже на подъезде увидели монумент «Родина-мать», казалось, он был виден отовсюду.
Устроились на квартире, утром на трамвае доехали до главной площади. Там состоялся парад военной техники. Было удивительно видеть на улице настоящие танки военных лет, современную военную технику.
А затем мы отправились на Мамаев курган, место, на котором 135 военных дней и ночей шли горячие сражения. Высота 102 метра – так оно было обозначено на штабных картах. Защитники Сталинграда дали клятву: «Ни шагу назад! За Волгой для нас земли нет!». Битва стала началом коренного перелома в ходе всей Второй мировой войны.
Подвиг героев был увековечен в мемориальном комплексе на месте боев. Восемь лет шло его строительство, и был открыт он 15 октября 1967 года – этот день стал знаменательным для Волгограда.
Нас очень впечатлил зал Воинской славы. Его стены выложены золотой смальтой, на них – траурные знамена с именами погибших, людей, отдавших жизни за нашу свободу… В центре горит Вечный огонь, стоит почетный караул.
Скульптурный ансамбль «Родина-мать зовет» с центральной фигурой, которую знают многие и не бывавшие в Волгограде, одна из самых больших на планете. Она вошла в число семи чудес России. 8000 тонн составляет ее вес, высота 85 метров, длина меча – 29 метров, а вес его – 14,3 тонны.
Когда мы оказались на вершине кургана, а над нами возвышался этот грандиозный монумент, стало совершенно очевидно, почему наш народ выстоял и победил в той страшной войне. Россия такая же великая и могучая, как эта несокрушимая скульптура.
Люди на вершине в большинстве своем молчали, каждый думал о своем. Но всех буквально переполняли чувства гордости и патриотизма.
Вид с высоты открывался потрясающий: весь город – как на ладони, великая Волга несет свои воды вдаль…
Толпы людей с цветами шли и шли к мемориалу. Столько народу мы никогда и нигде не видели. Тысячи гостей из России и других стран приехали, чтобы поклониться и мертвым, и живым. Значит, память о событиях страшных лет неподвластна времени – бережно хранится и передается из поколения в поколение, она переживет века.
В Волгограде каждая улица, каждый дом овеяны беспримерным подвигом. Вошел в историю дом сержанта Павлова, разрушенная мельница просто потрясла нас – руины оставлены с войны. Очень интересен музей-панорама «Сталинградская битва».
А вечером на набережной был салют. Никаких слов не хватит, чтобы описать это зрелище. Волга на 20 минут засияла разноцветными огнями. Когда залпы стихли, народ взорвался аплодисментами и криками «ура». Люди ликовали, все поздравляли друг друга с Победой, всюду были слышны песни военных лет.
Была уже почти полночь, но мы решили вернуться на Мамаев курган. Ночью, в свете прожекторов, комплекс выглядел особенно торжественно. И по-прежнему здесь было многолюдно, подъезжали новые экскурсионные автобусы.
На следующий день мы уезжали, переполненные впечатлениями, весь обратный путь обсуждали увиденное.
…Уже давно нет в живых моего прадедушки, ветерана войны. Я подумала, что так мало знаю о нем – была мала, когда он умер. Грустно, что из поколения победителей встречали великий праздник не многие. В Волгограде за два дня пребывания среди огромной толпы мне довелось увидеть только двух участников войны…