Змиевка, сазальник, и даже Николаевка

166

Раскинулся населённый пункт на обрывистом берегу Сазальникской косы. Как вы уже догадались, мы в селе Шабельском. Здесь побывали в рамках проекта «Точка на карте», насладились видами, познакомились с местными жителями. Сегодня расскажем о предметах интерьера из будущего, познакомимся с женщиной-голубятницей и узнаем, для кого ничего не стоит разобрать до рамы и собрать по новой комбайн.

Народ – о жизни
Узнали у простых жителей села, как они живут, какие проблемы видят?

Галина Чернышова:
– Прекрасно живётся в селе. Вот уже 12 лет, как здесь обосновалась. Вокруг люди отзывчивые, открытые, есть связь поколений, поражает общность местных.
Новый глава, молодой и энергичный, старается учитывать мнение жителей и выполнять свои обещания. В поселении решаются вопросы по мере возможностей. Вот сегодня вы приехали в рыночный день, такие бывают два раза в неделю. Здесь и местные, и приезжие торгуют. Шабельчане бережно относятся к своим дворам, часто выходят на субботники общественных территорий. А какой у нас парк! Море, зелень – красота! Одно удручает, я-то себе на пенсию заработала, а вот молодёжь разъезжается в поисках работы.
Семён Лютенко:
– Нормально живём. Минус один –
дети уезжают в город. Дома бросают, они пустуют и портят вид села. Была игорная зона, кипело всё вокруг. Сегодня единственный оживляж – рынок. Вечерами – посиделки на лавочках, но уже и они нечасто встречаются. Какой рыбколхоз у нас был, сколько рабочих мест… Горько, что развалился.
София Давиденко:
– Два года назад обновилось одно из наших любимых мест в селе – парк. Здесь мы любим собираться в свободное время. Также есть спортивные площадки в школе, стадион для занятия футболом, волейболом. Работает масса секций и кружков. Нам хватает, у нас не скучно. Если помечтать, то хотелось бы побольше развлечений, например, если аттракционов. Согласна, что сегодня это из области фантастики, но моя мама рассказывала, что давно в селе они были и пользовались успехом. А ещё бы кофейню современную…

Пообщавшись с шабельчанами,
отправились искать интересных, незаурядных людей.

Елена на стиле стимпанк
Наша первая героиня создаёт картины и удивительные вещи не красками, а шестерёнками, цепочками, ключами, микросхемами.
– Это творчество называется стимпанк, – начала рассказывать Елена Камышникова. – Родители – творческие люди. С детства любовь к креативу была со мной. А перебравшись два года из Уфы поближе к морю, в Шабельск, не пожалела. Тут вдохновение, на каждом шагу, –
делится собеседница. – Готовые работы очень быстро разбираются, есть только одна, которая на стадии завершения. Сейчас вам покажу.
Женщина вынесла макет будущей собаки, которая вся состояла из разных железок.
– По специальности я – портниха-закройщица, пару лет поработала по специальности. Более 15 лет трудилась в магазине. А однажды увидела картину в стиле стимпанк, была удивлена и получила культурный шок. И вот уже четыре года вожусь с железяками. Создаю работы из бросового материала, который в мой дом носят все. Это всевозможные детали от старых часов, телефонов, микросхемы и чипы, шестерёнки, проволока, гайки и болты, пружинки, цепочки, ключи.
По словам нашей героини, в широком смысле слова стимпанк можно использовать везде: обклеить деталями дверь, компьютер, вазу или шкатулку, очки, одежду, бутылки. Каждую из тысяч запчастей, складированных в мастерской и по шкафам, Елена Александровна помнит, но, чтобы достать одну-единственную, порой тратит по нескольку часов, отыскать её в десятке коробок.
Идея очередной работы к мастерице может прийти совершенно неожиданно: увидела интересную загогулину, необычную проволочку, иероглиф или кусочек рекламы –
и начинает творить. В последнее время в свои работы она стала включать маленькие игрушки, стразы, ракушки, бисер, радиодетали, скрепки, пёрышки, листики, сухоцвет. Детям это нравится, и теперь стимпанк от Камышниковой состоит уже не только из металла.
Создание картины или арт-объекта требует определённого времени, зачастую довольно длительного. Сначала Елена Александровна оформляет форму будущей работы, затем пинцетом выкладывает различные детали, стараясь максимально, но не бессмысленно, заполнить пространство. Когда идея вырисовывается и ничего не хочется менять, она начинает приклеивать детали, используя специальный пистолет. Потом наносится чёрная краска, а выпуклые детали покрываются либо серебрянкой, либо бронзой. Это время, по словам мастерицы, самое прекрасное в процессе создания – работа оживает на глазах.
– Недавно сделала улитку со светящимися деталями, – делится собеседница. – Она уехала заказчику, на память осталась лишь фотография. Мои работы для особых ценителей прекрасного, их используют для украшения своего дома или торговых площадей. Так, ко мне обратился предприниматель, который открывал рыбный магазин в городе. Попросил меня сделать им декор в фантастическом стиле. Я вот какую рыбку сделала! – показывает фотографию в телефоне. Клиент остался доволен.
Знакомые Елены, зная её все умения, что она прекрасно вышивает, шьёт, разводит цветы, делает всякие разные поделки в технике декупаж, удивляются, что она сменила это всё на металл.

– Стимпанк – новое веяние в декоративно-прикладном творчестве. Я не боюсь экспериментировать, пробовать себя в новых направлениях, создавать оригинальные вещи, – уточняет Елена.
Технике стимпанка обучилась сама: насмотрелась мастер-классов, увидела выставки – так увлекло её новое направление. Знания помог углубить интернет. А позже и муж заинтересовался, стал помогать и принимать участие в творческом процессе.
– Само по себе моё увлечение –
затратное, – объясняет наша собеседница. – В том плане, что необходимая для работы акриловая краска – недешёвая. А её расходуется немало.
На создание одной игрушки у мастерицы в общей сложности уходит три дня. Работа кропотливая, с налёту не сделаешь. Зато в процессе изготовления вещи можно фантазировать сколько хочешь.
– Для всех своих творений я использую старые молнии, бегунки, скрепки, кнопки и другие металлические детали. Многое нашлось в домашнем хозяйстве, частично снабдили знакомые. Ко всем «железкам» обязательно добавляю что-то нежное, изящное, женское. Например, кружево, бисер, что придаёт изделию красоты, и притягательности, –
говорит мастерица.
Посмотрев на увлечения воочию, пришли к выводу, что стимпанк – отличный способ пристроить старые ненужные детали. Главное, что в итоге из незаурядных вещей получаются креативные, эксклюзивные шедевры.

Пётр-переделкин
Разобрать до винтика любую автомобильную технику и собрать заново умеет житель Шабельска.
Про таких, как наш герой, говорят: местный «Кулибин». Пётр Соловьёв трудится комбайнёром, трактористом в ЗАО «Приморское». В свои 30 с лишним лет парень разбирается в технике, как опытный автоконструктор. Тяга к технике началась у него с малых лет. По-другому просто и быть не могло, ведь у Петра и отец работал механизатором в колхозе. Многие сельские парни тогда мечтали, что обязательно станут трактористами. А потому они часто крутились у техники. Ему это было любопытно всегда, приставал ко всем с вопросами, интересовался, как работает та или иная деталь машины. Постепенно, впитывая знания, стал разбираться не хуже профессионалов. После окончания средней школы, в 2010 году, вместе с аттестатом Пётр получил и водительское удостоверение. С тех пор его жизнь связана с техникой. Пошёл работать в колхоз на трактор, отслужив, вернулся, снова сел за штурвал своего «Беларуса». Зимой тоже без дела не сидит: пропадает в гараже. Когда выдался шанс показать, на что он способен – уверенно собрал с нуля комбайн.
Правда, если бы Соловьёву в юности сказали, что ближе к 30 годам он станет завзятым «технарём», он наверняка бы удивился.
– Дело было так, – улыбается наш герой. – Мой отец – фермер, купил в прошлом году новый комбайн для уборки в полях. Все КамАЗы и зерновозы – высокие, а этот агрегат не соответствовал. И я решил устранить недочёт. Сделал выгрузную систему, затем разобрал полностью бункер, дошло до кабины, её вовсе пришлось снять и сварить новую. В общем, собрал агрегат, который пригодится и будет удобен для работы, –
поделился собеседник.
Комбайн Петра имеет вид серийной заводской машины, он весь блестит, у него надёжные гидравлика и ходовая часть. Кто-то из соседей уже в шутку предлагал продать агромашину, но хозяин пока не полностью утолил собственную тягу к изобретательству и расставаться со своим детищем не собирается. Наоборот – и дальше будет обучать его новым премудростям сельской жизни.
Рассказал Пётр и как корпел над ним полтора месяца, каждую деталь перебрал и подогнал своими руками. Зато теперь всё работает как часы. Каждый день после основной работы в местном колхозе бежал в гараж, где занимался переделкой до поздней ночи. Работал с чертежами, помогал ему отец, который в начале не верил в успех. «Так и будет стоять разобранным», «не успеем выехать в поле», – причитал родитель, но во всём поддерживал. Вопрос для нашего героя стал принципиальным и ответственным, ведь от него зависел итог уборочной кампании. И когда всё задуманное Пётр реализовал блестяще, был на седьмом небе от счастья.
– Если быть честным, это не первый мой эксперимент, – вспоминает Пётр Алексеевич. – Ещё мальчишкой к велосипеду приделал люльку, как на мотоцикле. Вот тогда удивил всех! А в студенческие годы усовершенствовал трактор. Потом сделал на базе его настоящий вездеход. Но тут, конечно, пришлось многое менять и в ходовой, и в самой конструкции кузова. Зато на нём можно по всей округе рассекать, по грязи, по песку. Для этого, помимо конструктивных переделок, поставил на него закрытую кабину. В голове – море планов. Давняя мечта –
собрать, проходимый автомобиль на базе «ВАЗа» для охоты, –
поделился планами наш герой.
– Всему можно научиться, главное не лениться и работать с желанием, с любовью, – делится он секретом успеха.
Что ещё смастерят умелые руки сельчанина, покажет время. Пожелаем Петру Алексеевичу, чтобы все его задумки реализовались. Кстати, в шутку или нет, местный Кулибин по секрету рассказал, что планирует поставить на трактор «Беларус» коробку-автомат. Увидев, что ему удалось уже сделать, вполне себе реальные планы!

Инна и её любовь
Жена заядлого шабельского голубятника Николая Шабанова, в отличие от других женщин, не только смирилась с увлечением своего супруга, но и сама влюбилась в этих птиц.
Николая Петровича мы не застали дома, но супруга Инна Николаевна с радостью нас встретила и провела на своё подворье.
– Мы с мужем вместе уже 40 лет. За это время было всякое в жизни, но одно осталось неизменным – наша любовь к этим удивительным созданиям, – рассказывает собеседница. – Мы посещаем выставки, продолжаем докупать новых, меняемся с друзьями. Это при том, что ежегодно на пропитание уходит семь тонн зерна. Птичек у нас больше 500 штук. Здесь и римские великаны, и почтовые, и николаевские, и немецкие и русские выставочные, – перечисляет пернатых Шабанова.
Урчание, воркование, хлопанье крыльев – уже дело привычное для соседей. Каждый, живущий по улице Партизанской, знает Николая Петровича и Инну Николаевну, и не дивятся их совместной страсти к этим особям.
– Вы сами посмотрите на них, ведь не зря их считают птицами мира, они успокаивают, дарят умиротворение, душевный покой, – рассуждает собеседница.
Инне Николаевне даже удалось определить несколько моделей поведения своих питомцев.
Пока общались, птицы постоянно хлопали крыльями. Громкий звук при взлёте заглушал наш разговор. Это, по словам Инны Николаевны, они реагируют на чужих людей, выражают тревогу. А свист – будто сигнал, передающий ценную информацию другим голубям.
– Они ещё могут при этом намеренно топать лапками при приземлении, возможно, чтобы выразить свое раздражение, – ведь я привела в их владения чужаков.
Делаем снимки и спешим на выход, чтобы не волновать птах, а они стали громко ворковать. «Это голуби вам желают счастливой дороги», – расшифровала Шабанова, провожая нас до калитки.

Лиана Туренко.