Высокое предназначение

5

Перебирая фотографии в своем архиве, обнаружила снимок 1974 года, запечатлевший  педколлектив СШ №1. Захотелось поделиться с земляками воспоминаниями о том, как мы, учителя 60-80-х годов, работали, какие задачи решали, как шли к новому в профессии. Опыт накоплен немалый: педагогический стаж 52 года – начинала старшей пионервожатой, училась в Краснодарском педагогическом институте на историко-филологическом факультете, преподавала в школе, трудилась инспектором в районном отделе образования, а после – директором районной вечерней средней школы.

На примере средней школы №1 можно рассказать о деятельности образовательных учреждений в нашем районе в те годы. «Первая» школа считалась в те годы экспериментальной (сейчас такие называют пилотными). Часто то, что сначала происходило у нас, позже распространялось и в других образовательных учреждениях. Педколлектив был большой, учеников много: в параллелях по 4-5 классов в младших-средних звеньях, в старших – по 3. В каждом классе по 35-42 ученика, если было больше, то классы делились. В эти годы началось строительство новых школ: СШ №№1,2,3,5,6,9,11,13, вошла в строй и коррекционная школа в селе Шабельском. Был построен Дом пионеров, где разместились детская музыкальная, спортивная школы. Расширился диапазон педагогической деятельности.

Цель перед школой была поставлена главная: дать крепкие знания учащимся, воспитать общественно активных людей, трудолюбивых, любящих свою Родину, большую – СССР и малую, где живем – Кубань. Все планы школ были составлены согласно этим задачам. Страна еще залечивала послевоенные раны, экономические, социальные, духовные (война в каждую семью принесла горе). Труд был вознесен как доблесть, а для этого нужны были честные, добросовестные труженики. Школы в СССР назывались трудовыми, политехническими, так как в учебные программы было введено трудовое обучение: с 1 по 9 класс приобщали к труду (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный (пришкольные участки), а в старших классах – производственное обучение. У нас в районе, в основном, было сельскохозяйственное направление; позже, в 1981 году, открыли учебно-производственный комбинат, в котором появились новые профессии, нужные в районе (швеи, продавцы, строители, водители, электрики и др.). Возглавил его главный инициатор – Алексей Матвеевич Вивчарь. А поддержала начинание бывшая тогда заведующей РОНО Валентина Григорьевна Довбыш. Деятельность комбината постоянно соврешенствоалась, приносила хорошие результаты. Алексей Матвеевич Вивчарь вместе с заведующим РОНО Иваном Ивановичем Египко ездили по России и изучали опыт этого нужного дела. Новое учреждение оправдало себя, а директору присвоили звание «Заслуженный учитель СССР».

В школах велась большая профориентационная работа, учеников водили на экскурсии в мехцеха, на фермы, стройучастки. На встречи с ребятами приглашали героев жатв, передовиков-колхозников. Дети хорошо знали известных тружеников, таких как Нина Андреевна Ампилогова, доярка колхоза «Лиманский», награжденная орденом Ленина и Золотой звездой Героя труда. Дети летом работали в колхозах на прополке, на уборке овощей и фруктов.  Хозяйства отвечали своей заботой: помогали школьным столовым своей продукцией. Детей колхозников за свой счёт возили на экскурсии в столицу и другие города с героической славой, при каждой школе были ученические производственные бригады. Так готовились тогда будущие трудовые кадры.

Многие выпускники не спешили в вузы. Получив первоначальную профессиональную подготовку, аттестаты, устраивались работать, а через 1-2 года поступали заочно учиться в техникумы, вузы. Уже сознательно, имея профессиональный опыт, оставаясь работать и жить в родном месте. Те самым решался кадровый вопрос в районе и в стране в целом.

Учебной работой в школах руководила администрация, состоящая из трех человек: директора, завуча, организатора внеклассной работы. В аппарате РОНО было пять человек, а практическая работа выполнялась огромная (фото 4). Требования были конкретными и строгими. В школах через ученические коллективы – октябрята, пионеры, комсомольцы – проводилась воспитательная работа. Цели и задачи – учиться хорошо, быть активным в труде, общественной жизни (фото 2). Руководители школ опирались на деятельность педколлектива, а учителя много сил и энергии отдавали ученикам. У нас всегда была масса дел – от сбора металлолома, макулатуры до тимуровских дел, пионерских костров. В большом почёте были школьные тематические субботние вечера с танцами, играми. К ним готовились, их очень ждали,  ребята часто импровизировали. Школьная публика радовалась и смеялась, оригинальные и весёлые номера принимала на “ура”.

Чувство товарищества, коллективной деятельности одобрялось и воспитывалось. В школах того времени не допускался пропуск уроков учителями и учениками. Учителей заменяли предметники из других школ в случае отсутствия учителя данной школы. Учеников, пропустивших уроки, брали на контроль сами учителя и классные руководители. Когда ученик после болезни возвращался в школу, с ним каждый предметник отрабатывал пропущенные темы индивидуально (бесплатно). Слова «репетитор» в обиходе школ не было. Учили так, что знания и оценки совпадали по значению. Мы, учителя, имели специальные тетради учёта работы со слабоуспевающими учащимися и регулярно отчитывались перед директором (в те годы – Лариса Константиновна Почтарёва, Заслуженный учитель СССР), администрацией об этой работе. Приведу пример. К нам в вечернюю школу перевели педагогически запущенного ученика в 9-й класс из общеобразовательной школы за три месяца до экзаменов. Учителя индивидуально с классом и с ним лично занимались. И вот на последнюю консультацию он не пришёл. Пришлось ехать к нему, выяснять в чём дело. Угловой чистенький, скромный домик, в центре двора – беседка-грибок, под которым «отдыхают» трое мужчин. Выяснив, кто хозяин, узнаем, что сын пошел с матерью-колхозницей пропалывать сотки свеклы. Посоветовав гостям разойтись, хозяину предложили отправиться к сыну, заменить его и в течение 40 минут ученику прибыть в школу. Пришлось учителю дополнительно заниматься с учеником.

Посещение учащихся на дому было обязательным делом классного руководителя. Знание бытовых условий учеников помогало выстроить отношения с семьей, в этом школе помогали государственные организации: прокуратура, органы опеки, военкоматы и другие учреждения, школьные родительские советы. Ещё пример посещения на дому семей учащихся.

Пришла к ученику 10-го класса Виктору Емельяненко. Сидит за столом, ужинает, на краю стола лежат учебники и тетради. Мама еще их колхоза не пришла. Интересуюсь, есть ли у него в просторном доме своя комната. Показывает, а в комнате – мини-электростанция. Оказывается, прочитал о ней в журнале «Техника молодежи», посоветовался с учителем физики  Валентином Ивановичем Зленко, и получилось изобретение, работающее на батарейках. Впоследствии Виктор стал лётчиком. Со многими бывшими выпускниками встречаемся и сейчас, вспоминаем, разговариваем – поговорить есть о чём: было много совместных интересных дел в школьные годы.

Школы тех лет выглядели скромнее современных, но в определённый момент началась перестройка на более совершенное техническое обеспечение, материальную базу . К примеру, был оборудован лингафонный кабинет английского языка учителя  Зинаиды Никифоровны Калугиной. Педагоги оснащали свои предметные кабинеты киноаппаратами и другой техникой: показывали диафильмы, киноленты периода Великой Отечественной войны. Дети хорошо знали героев-подпольщиков, партизан, Героев Советского Союза.

Каждая семья выписывала газеты, учеников в школе учили их читать, в том числе «Пионерскую правду». В СШ№1 работала ученическая лекторская группа (фото 3), выступали на производственных точках перед тружениками предприятий. Дети того времени красиво писали, имели крепкие знания, были воспитаны, трудолюбивы – в этом заслуга педагогов и системы советского образования. Учили не только предметам, но и законам жизни.

Из школы берёт начало очень многое. Общеизвестно, что учитель – доверенное лицо общества в обучении и воспитании детей в школе. Учитель – это больше, чем профессия, учитель – благородное призвание. Своей работой он закладывает основы мировоззрения многим поколениям. Руководители школ, создав Совет директоров, координировали эту работу совместно. Обменивались опытом работы, советовались по важным вопросам, разрабатывали новые подходы в обучении и воспитании. Это было важным подспорьем каждому. В конце учебного года учителя школ обобщали свой педагогический опыт по выбранной ранее теме, он широко использовался коллегами. На основании этого многие педагогические разработки печатались в «Учительской газете», журнале «Воспитание школьника», тем самым у учителей развивалось методическое мышление – это помогало в работе. Особенно активной в создании новинок была  Мария Митрофановна Постернак, стоявшая у истоков школьного музея, который в настоящее время является муниципальным и носит ее имя.

Вышеприведенные фото – память об ушедших и ныне живущих педагогах. Большое видится на расстоянии. Изменились условия, требования, но по-прежнему учителя нужны и важны обществу и конкретным ученикам.Именно сейчас, в наше тревожное и трудное время, важно входить в класс с огромной выдержкой и терпением, с любовью к детям, с желанием быть для для них наставником и другом.

Дорогие коллеги, ветераны и те, кто трудится в школе сегодня! Поздравляем вас с Днем учителя! Здоровья крепкого вам и вашим семьям, профессиональных успехов и достижений! Будьте на высоте своего высокого предназначения!.

Людмила Крикунова, ветеран педагогического труда,  Заслуженный учитель Кубани.