Орнитоз декоративных птиц

73

В последнее время обилие дикой и синантропной орнитофауны, постоянные миграции перелетных птиц, широко развитое птицеводство, в том числе утиное и индюшиное, популярность охоты на диких птиц  и содержание экзотических и декоративных птиц, контрабанда экзотической птицы приводят к эпизоотологическим и эпидемиологическим предпосылкам возникновения вспышек орнитоза на территории  России.

Данное заболевание регистрируется у многих видов птиц и является опасным для человека.

Возбудителем орнитоза, согласно современной классификации, является Chlamydophila psittaci. Исторически данное заболевание называли пситтакоз, или попугайная болезнь, т.к. источниками возбудителя для человека наиболее часто являются разные виды попугаев.

У попугаев отмечается наиболее характерное клиническое проявление орнитоза. Острое течение наблюдается, главным образом, у молодняка. Заболевание продолжается 1-2 недели. Большинство больных птенцов гибнет (2-5% попугаев). У других видов также наблюдают поражение центральной нервной системы, односторонний или двусторонний конъюнктивит и кератоконъюнктивит. У волнистых попугаев часто наблюдают симптомы синусита.

У человека заболевание может проявляться атипичной пневмонией, энтеритом, перитонитом, энцефалитом.

В настоящее время, множество людей приобретают в качестве домашних питомцев мелких, средних и крупных попугаев, а также других экзотических птиц, которые часто ввозятся в РФ контрабандой, без ветеринарных сопроводительных документов и реализуются через, так называемые, “птичьи рынки”. Между тем, вакцин для профилактики орнитоза не разработано.

Для профилактики возникновения орнитоза декоративную птицу принадлежащим частных владельцам необходимо исследовать на орнитоз один раз в год

Также целесообразно проводить исследования птицы на орнитоз при приобретении новых птиц в период карантинирования и перед продажей.

Действующие ветеринарно-санитарные правила по профилактике и ликвидации орнитоза предусматривают противоэпизоотические мероприятия в отношении больной и подозрительной в заболевании промышленной птице. В настоящее время большинство владельцев дорогих попугаев не соглашаются при отсутствии клинических признаков заболевания избавляться от своих птиц, положительно реагирующих на орнитоз, несмотря на их опасность для человека как хламидиозоносителей.

Поэтому, при выявлении положительных результатов на орнитоз у клинических здоровых птиц, можно рекомендовать их изоляцию и проведение медикаментозной обработки под наблюдением ветеринарных врачей.

Не используются антибиотики пенициллинового ряда, т.к. они не уничтожают, а лишь задерживают развитие хламидий.

Оральное применение препарата предполагает скармливание корма с антибиотиком, при этом необходимо учитывать поедаемость корма.

При введении препаратов с питьевой водой необходимо, чтобы птица получала для питья только эту воду.

Крупные попугаи другие декоративные птицы могут отказываться потреблять корм или воду с антибиотиками, поэтому при обработке ручных птиц целесообразно лечение проводить индивидуально.

При скармливании препарата групповым методом, в случае, когда в одной клетке содержится несколько птиц, необходимо контролировать потребление корма всей птицей.

После проведения курса лечения, необходимо отобрать пробы для повторного исследования. При получении повторного положительного результата птица подлежит уничтожению.

При появлении клинических признаков болезни на любом этапе проведения лечения птицу также необходимо уничтожить.

На протяжении всего курса лечения необходимо проводить ежедневную санитарную обработку клетки дезинфицирующими растворами.

Таким образом, карантинные и органические мероприятия, ранняя диагностика, надзор со стороны государственной ветеринарной службы, использование антибиотиков с профилактической и лечебной целью, соблюдение ветеринарно-санитарных правил позволят взять под контроль эпизоотический процесс при орнитозе декоративных птиц и предупредить заболевание людей.

Для написания статьи использованы материалы публикаций Е.Н. Шилова, С.В. Садчикова,  размещенные в научно-производственном журнале «Ветеринария Кубани».