«А», «В», «С», «D», «Е» и «М»

370
Александр Безвершенко

Ежегодно в отделении ДОСААФ России по Щербиновскому району обучаются вождению более 50 курсантов.

О чём мечтает в наше время практически каждый самостоятельный человек? Не задумываясь, на ум приходит – о современных гаджетах, собственном жилье. А вот желание иметь автомобиль у большинства щербиновцев, судя по плотности движения на дорогах, давно уже воплотилось в реальность. По сему работы у местной автошколы хватает всегда. И действительно, отделение ДОСААФ России по Щербиновскому району стабильно выпускает несколько групп курсантов.

На днях коллектив отметил свой профессиональный праздник. Кстати, 23 января исполнилось 97 лет со дня образования Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России. Накануне мы пообщались с сотрудниками районного Отделения, увидели, так сказать, структуру изнутри. Руководитель – он же председатель Александр Даценко с удовольствием дал нам на это «добро».

Коллектив организации дружный, слаженный. Каждый отвечает за свой участок работы. Конечно, без грамотной расстановки приоритетов со стороны директора Александра Валерьевича, его заместителя Марины Кротенко – идиллия не состоялась бы. Но механизм действует, как часы, когда перед подчинёнными правильно поставлены задачи.

– Основными целями организации являются содействие укреплению обороноспособности страны и проведение военно-патриотического воспитания граждан, подготовка по военно-учётным специальностям, кадров массовых технических профессий, – комментирует Александр Даценко. – Для выполнения этих задач местное отделение ДОСААФ России Щербиновского района располагает необходимой материально-технической базой, опытными преподавателями и мастерами производственного обучения, тесно взаимодействует с органами власти, образования, спорта, молодёжной политики, общественными организациями.
В последние годы деятельность нашего ДОСААФ в большей степени ориентирована на обучение молодых людей, подлежащих призыву в армию, военно-учётным специальностям «водитель категории «С» и «водитель категории «ВС» по направлению военного комиссариата. Это одна из основных форм обязательной подготовки граждан к прохождению срочной службы. Раннее готовили водителей категории «СЕ» и «СD», водителей-парашютистов.

Получить водительское удостоверение установленного образца может каждый желающий юноша, который состоит на воинском учёте и желает служить в армии на должности водителя. При условии, что ему исполнилось 17 лет. Он годен по состоянию здоровья и не имеет основания для получения отсрочки.

– Планируете ли обновление автопарка вашей организации?
– Да. В прошлом году помешали обстоятельства, поэтому в 2024-м эта задача в приоритете. В первую очередь, нужно заменить устаревшие отечественные модели, трудно поддающиеся ремонту.

– На базе ДОСААФ можно уже опытным водителям повышать квалификацию?
– Конечно. В основном это касается категории «Е» – прицеп. Многие, кто работает на грузовых автомобилях, приходят обучиться именно на неё.

– Ещё в советское время в районе учили механизаторов. Не собираетесь такую услугу предоставлять на базе вашей организации?
– Эта тема стоит у нас на повестке. Занимаемся разработкой необходимой документации. Услуга очень востребована в отрасли сельского хозяйства муниципалитета. На сегодняшний день ближайшие учебные заведения такого профиля находятся только в Брюховецком районе Краснодарского края, в Ростовской области. Кстати, для обучения механизаторов у нас есть и технические условия, и соответствующие кадры, – отметил Александр Валерьевич.

Пообщавшись с коллективом, узнали, что многие в Отделении работают более десяти лет. Старожила в профессии – Александр Лозинский. 24 года он посвятил ДОСААФ. Начинал с инструктора, много лет является преподавателем автодела, имеет специальное техническое образование. Его коллеги «по цеху» – Игорь Сергиенко и Андрей Шепелев – также обучают курсантов Правилам дорожного движения, азам автодела.

– Каждый ли желающий может научиться водить автомобиль? – спрашиваем Александра Антоновича.
– В большинстве, да! Но бывают и исключения. В моей практике они встречались. Некоторые люди просто необучаемы, у других – физические возможности не позволяли, например, очень маленький рост. Человек просто не доставал до педалей.

– Кто сейчас чаще приходит учиться?
– Контингент разнообразный. И молодежь, и люди постарше. Женщины, мужчины – в равных долях.

– Какой у вас был самый юный ученик, и самый возрастной?
– В настоящее время даже 17-летние старшеклассники приходят учиться водить машину. Ну, а самому взрослому, на моей памяти, ученику было 86 лет!

– Кто в группе легче проходит обучение?
– Всё-таки теория больше даётся людям после 50-ти, зато молодёжь лучше сдаёт практику.
Пять лет в организации трудится завуч по учебной части Алла Рожина. Именно она отвечает за формирование учебных групп и взводов, оформляет необходимую документацию.

Сердце ДОСААФ – бухгалтерия. Финансовую составляющую деятельности формирует Наталия Попова.
И естественно, весь груз ответственности лежит на «полевых» работниках – мастерах производственного обучения или, как все привыкли называть, инструкторах. Всего в организации восемь таких специалистов. Стаж их работы различный, есть и «асы» своего дела, их авторитет непоколебим. На них равняются молодые кадры.
14 лет в ДОСААФ работают Владимир Вивчарь, мастер производственного обучения, механик, опытные инструкторы Александр Безвершенко (на главном фото), Валерий Даценко. Не один год обучают управлять автомобилем Дмитрий Наумович, Юрий Тищенко, Алексей Безвершенко. Недавно на маршруте Татьяна Русинова.

– Трудно каждый день учить людей водить машину? Выдержки хватает?- спрашиваем Дмитрия Наумовича.
– Есть определённая специфика. Для нашей работы нужен особый талант – умение общаться с людьми, правильно доносить им важную для получения навыков вождения информацию.

– Вы, по сути, выпускаете в «свободный полёт» нового участника дорожного движения, чувствуете ответственность?
– Мы осознаём, что плохо подготовленный водитель – потенциальная опасность для всех окружающих. Поэтому, стараемся прилагать максимум усилий, чтобы ученик, как можно продуктивнее оттачивал умения.

– С кем легче работать, с молодёжью или людьми в возрасте?
– Честно говоря, все разные. Конечно, с пенсионерами сложнее, особенно женщинами. В спорных дорожных ситуациях они часто паникуют, поэтому не могут быстро принять верное решение. Молодые люди схватывают всё налету. Показательны экзамены. Именно люди старшего поколения, даже если до этого знали и умели всё, при виде сотрудника ГИБДД теряются, путаются в действиях. То есть, не хватает им собранности, опыта.

– Жемчужина коллектива инструкторов – Татьяна Русинова, мастер производственного обучения. Почти год она работает в ДОСААФ. В прошлом педработник, но с автомобилем на «ты» с 18 лет. Переехала к нам в район из города Кирова и с удовольствием занимается выбранным делом.

– Татьяна, почему решили стать инструктором?
– Я люблю машины, у меня свой большой стаж вождения, поэтому, почему бы и – да!

– Как ученики воспринимают инструктора-женщину?
– Отлично. Главное уметь грамотно построить обучение. Быть уверенным в своих знаниях.

– В ПДД регулярно вносятся обновления. Это же вам нужно постоянно самообучаться?
– Обязательно необходимо повышать уровень знаний, изучать обновления. Каждое моё утро начинается с чашечки кофе и двух билетов тестов ПДД. Век живи – век учись!

– Ученицы женского пола часто не уверенны в себе, боятся сложностей. Как справляетесь в таких ситуациях?
– Главное, позитивный настрой! Поддерживаю, говорю, что всё у них получится, а когда, преодолев себя, они справляются с заданием, понимают, главное – спокойствие и внимательность!

– Зарплаты небольшие у вас, что же держит здесь?
– Коллектив хороший, люди душевные. А ещё, когда твой ученик звонит и говорит с восторгом: я сдала или сдал, – вот это непередаваемые ощущения. Это главная награда для нас!

Думаю, за все годы работы инструкторам встречались всякие ученики. Были и смышленые, но о них информация быстро стирается из памяти. А вот те, кто вызвал бурю положительных или отрицательных эмоций во время обучения, запоминаются преподавателям и мастерам производственного обучения навсегда. Не зря потом ходят байки и слагаются анекдоты про автошколы и их учеников. Например, такие:

Инструктор по вождению:
– Куда? Куда?! Знак какой?!
Курсантка автошколы:
– Дева… Год Обезьяны…
* * *
Осознание того, что ты не зря учился в автошколе, приходит тогда, когда в магазине уступаешь дорогу тележке, катящейся справа.
* * *
– Три месяца зубрила правила дорожного движения. Выехала в город. Надо было ещё и молитвы учить!

Да, в каждой сфере свои особенности. Казусы случаются везде. Но шутки в сторону, когда касается Правил дорожного движения и безопасности на дороге. Так что, усердно учите ПДД, сдавайте экзамены и приятного вам вождения!

Александр Даценко
Алексей Безвершенко
Наталия Попова
Владимир Вивчарь
Даценко Валерий
Марина Кротенко
Александр Лозинский
Дмитрий Наумович
Алла Рожина
Татьяна Русинова
Игорь Сергиенко
Юрий Тищенко
Андрей Шепелев