С первой звездой

263

Когда появились рождественские традиции, и что они значат.

Рождество на Руси начали отмечать ещё в X веке. В отличие от других праздников Сочельник, 6 января, проходил тихо и спокойно. Считалось, что именно от этого дня будут зависеть богатство и счастье в доме в течение всего следующего года, поэтому приготовления к празднику начинали с самого утра.

В сочельник на рассвете жители сёл шли на реку за водой: считалось, что в этот день она обладает целебными свойствами и может избавить от любых болезней. Эту воду не только пили – в ней умывались, мыли детей, добавляли её и в тесто для праздничного хлеба.
Печь разжигали уже с утра: к вечеру хозяйке нужно было успеть приготовить целых 12 блюд – по количеству апостолов. Такое же число поленьев лежало в печи, и именно 12 дней под образами находились кремень и кресало, при помощи которых получали огонь для приготовления рождественского ужина. Все блюда для вечерней трапезы должны были быть постными. Меню составлялось на усмотрение хозяйки, но на столе среди прочих обязательно стояли кутья – каша из пшеницы и ячменя – и узвар, напиток из сушеных фруктов. В кутью нередко добавляли мед: такое блюдо называлось «сочивом». Отсюда пошло и название праздника – сочельник. У нас на Кубани это время называют «вечерей».

Дарить подарки в этот светлый праздник принято не просто так. Дары друг другу – это воспоминания о дарах, которые принесли волхвы маленькому Иисусу.

Рождественские обряды

Если женщины в сочельник готовили еду и наводили порядок дома, у мужчин тоже было немало дел. Глава семейства отвечал за создание так называемого алтаря богатства и плодородия. Он вносил в дом сноп ржи, а хозяйка, приветствуя мужа, должна была поинтересоваться, что он несёт. Тот отвечал: «Злато, чтоб весь год мы жили богато!». Сноп перевязывали железной цепью и ставили под образа, а рядом клали хомут и лемех – наконечник от плуга. Импровизированный алтарь накрывали чистой белой скатертью. На Руси верили, что этот обряд принесет хороший урожай.

Двухнедельное веселье

Члены семьи наряжались во все самое лучшее, дожидались появления в небе первой звезды и приступали к ужину.
После этого семейство отправлялось в церковь, на праздничное богослужение. Когда оно завершалось, праздник переходил совсем в другое русло: теперь можно было веселиться, петь песни и угощаться всевозможными яствами. 7 января готовили и ели поросят, студень, пряники, наваристые щи: отказаться от лакомого кусочка не мог никто!
По улицам с песнями и плясками начинали ходить ряженые и колядовщики, которые заглядывали в дома и просили угощения. На площадях устраивали балаганы, ярмарки, проводили соревнования в силе и ловкости. Народные гуляния и смех не прекращались до самого конца Святок. Эти две недели люди проводили в праздности, набирались сил для трудового года. Традиция отдыхать в январе сохранилась и в настоящее время.

Колядки

Традиция зародилась на Руси ещё в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далёком прошлом колядовщики ходили по домам в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.
Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году.
Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодёжь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например, медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, мётлы, кочерги и косы.
Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепёшками, пирогами, сладостями, пряниками, мёдом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом. Что же пели?

– Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…
В этой колядке упоминается «коровка» – обрядовое печенье в виде рогатого скота, которое пекли на Рождество.
***
Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок.
***
Коляд, коляд, колядниця,
Добра с медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тётку, пирога.
Як не дашь пирога,
Визьму быка за рога,
Поведу на торжок,
Куплю соби пирижок.

В древности богатым дарам для колядовщиков приписывали магическое значение. Считали, что если ряженых не угостить, то жадных хозяев ждут в новом году несчастья.
По поверьям, святочное время определяло весь будущий год. Колядовщики в песнях желали благодарным хозяевам богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни и приплода скота, что должно было сбыться в новом году. Пели и про удачные земледельческие работы, и эти песни становились своеобразными заклятиями на урожай. Считалось, что чем больше колядующих придёт к дому – тем счастливее будет год.
Время надежды, время любви, время благословений. Пусть божественный свет Рождества засияет в вашей жизни в этом сезоне. Весёлого Рождества и счастливого нового года!

Издавна было принято готовить ржаные пироги-колядники
Кутья – традиционная каша, обязательно подаётся на Рождество в Святовечер
В качестве десерта – пироги, ватрушки, торты