Сплотить ребят – особенный талант

323

Мудрая и справедливая, трудолюбивая и ответственная, терпеливая и доброжелательная – это всё о ней, героине сегодняшнего материала

Наталья Сергеевна Деревянко – учитель немецкого языка – родом из Старощербиновской. Успешно окончив третью школу, поступила в университет, чтобы связать свою жизнь с преподаванием. Как поделилась с нами педагог, формула её успеха в работе – это уважение к коллегам, плюс любовь к детям, помноженные на труд и терпение.

39 лет – педагогический стаж Натальи Сергеевны Деревянко.

 Наталья Сергеевна, расскажите, что повлияло на выбор профессии?

– У меня была немного необычная детская мечта: стать либо продавцом, либо учителем, – с улыбкой делится педагог. – И поначалу сильно склонялась в пользу первого. Такой выбор неслучаен: большинство родственников работали в сфере торговли, да и к тому же мой отец заканчивал кооперативный институт. Он был директором хлебокомбината.

Но, когда пошла в школу и встретила учителей, увлечённых своим делом, поняла наверняка, кем хочу быть. У меня были замечательные классные руководители – Нина Филипповна Рубан, Таисия Ивановна Хмельницкая, затем Лидия Кирилловна Шульга. Валентина Васильевна Таранец была отличным учителем математики, Леонид Петрович Шульга – историком. Сергей Андреевич Черник вместе с Анатолием Яковлевичем Кириченко преподавали физику, Антонина Панкратовна Правдина была завучем-организатором. Мы с ребятами посещали множество различных кружков. Жизнь школьная бурлила, и мне хотелось не расставаться с этим удивительным миром, а продлить пребывание в нём как можно дольше.

Однако и тут возник вопрос: на историка отучиться или учителя немецкого? Огромное влияние на выбор оказал наш преподаватель иностранного языка – Рональд Адольфович Миссоль.

– Правильно понимаю, он был Вашим наставником?

– Конечно. Он очень интересный человек, всегда во всём помогал, подсказывал, говорил, что я ему как третья дочка. Мы хорошо общалась с ним, его семьёй. Став уже совсем взрослой, с мужем ходили к ним в гости, а они к нам. Когда его не стало, пришла моя очередь опекать его жену Нину Ивановну, так как дочки не здесь живут.

Вторым наставником можно считать Лидию Кирилловну Шульгу. Эта женщина была моим классным руководителем. Человек, который очень любил школу.Почти всё своё время она посвящала нам. Мы с одноклассниками ходили к ней домой. Она часто организовывала для нас походы, различные поездки.

Помню случай, когда в 7 классе у меня заболела мама. Брат в то время уехал учиться, отец тоже получал образование, а Лидия Кирилловна была рядом и помогала. Я всегда чувствовала её поддержку, заботу.

Безмерно благодарна этим двум людям, которые несмотря ни на что всегда подставляли свои надёжные плечи.

– Учёба в университете… Чем запомнились эти годы?

– Когда я училась в университете, мне, скажем так повезло, потому что я попала по распределению в Германию на три месяца стажироваться. Моя специальность – преподаватель, филолог, переводчик, поэтому практиковалась по всем пунктам. Переводчиков с нами не было, мы сами были за них, помогали друг другу. Ценнейший опыт, яркие воспоминания. Ежедневно до обеда у нас была учёба, а затем экскурсии, встречи с молодёжью, общение, поездки. С нами также были студенты с французского отделения, кураторы-сопровождающие, вот они-то и не знали языка, поэтому мы помогали им вести диалоги. Нина Петровна Бидерханова – трудилась на факультете психологии, немецкий не понимала, но каким-то образом всё равно умудрялась общаться с местными жителями. Смотришь, то в зоопарке заговорит, то в автобусе, уникальная женщина, – смеётся Наталья Сергеевна.

– Получив диплом, сразу вернулись в станицу?

– Нет, в 84-году, когда я заканчивала университет, прошёл очередной партийный съезд, посвящённый школьным реформам. Тогда по деревням и сёлам, где была нехватка учителей, отправляли молодых специалистов.Я попала в станицу Чепигинскую Брюховецкого района.

Мне дали классное руководство над шебутным седьмым классом. На тот момент от него все отказались, а тут я… Но знаете, мы очень здорово сдружились с ребятами. До 9 класса я довела их и в силу семейных обстоятельств уехала в станицу. Несмотря на это мы продолжаем поддерживать связь до сих пор. Они приглашали меня на встречи выпускников, я побывала почти на всех их свадьбах.

– Часы иностранного тоже вели?

– Разумеется. В той школе немецкий не преподавали два года, и я стала единственной немкой за долгое время. Несмотря на мой юный возраст (22 года), ученики меня слушали. Я всегда задаюсь вопросом: «Ну вот как родители говорят, что не могут заставить ребёнка учить? Сказал, учи – он учит».

Правда, в первой четверти я поставила 20 двоек по всей школе. Директор, ему нужно отдать должное, позволил. А что ещё делать, если ребёнок не выполняет требования учителя? Были и уговоры, и беседы с классными руководителями, с родителями, ничего не помогало. А такая радикальная мера сработала и уже во второй четверти ни одной плохой оценки: в основном«4» и «5».

На занятиях использовала все свои знания, изученную методику, пособия и много всего прочего, что привезла из Германии–карту, картинки, фотографии, даже тетради и школьные принадлежности, чтобы показать, чем они отличаются от наших. Готовилась очень скрупулёзно. Естественно, рассказывала о культуре, традициях, праздниках.

– Как добиться успеха в столь ответственной профессии?

– Во-первых,нужно быть грамотным, многое знать, чтобы всегда быть готовым дать ответ ребёнку на любой вопрос. Во-вторых, совершенствовать свои навыки всю жизнь. Некоторые молодые люди считают, что получил диплом и на этом всё. Но, увы, так не получится. Нужно всё время быть в курсе новых событий, течений, реформ.Школьная пора длится не год и не два, а 9-11 лет, поэтому нужно сделать всё возможное, чтобы это время оставило тёплые воспоминания. Здесь ребята находят друзей, первую любовь. Поэтому так важно сопровождать их на этом отрезке пути. Не ругать, когда им и так худо. Все они разные по темпераменту, характеру, поэтому нужно подстраиваться, находить общий язык. Быть старшим товарищем.

– Ради чего стоит идти в учителя?

– Чтобы было будущее. Только идти в профессию надо осознано, по призванию, а иначе зачем? Быть учителем – нелёгкая работа. Если ты не горишь своим делом, то успеха не будет. А ведь конечная цель – высокая.

– Школьные будни, учёба – всё это требует разъездов. Как реагируют домочадцы на Ваше частое отсутствие?

– Мне повезло, у меня очень понимающая семья. Мне как учителю, очень много времени приходится проводить не только в стенах любимой школы, но и на курсах. Я тьютор-эксперт, у нас своё, скажем так – братство, сообщество учителей иностранных языков. Поэтому да, разъезды – не редкость, но мои родные всегда меня поддерживают. Так было и есть.

– Идеальный ученик, какой он для Вас?

– Конечно, каждый учитель хочет, чтобы ребёнок учился на «отлично», правильно? Но не у каждого получается, поэтому мне хочется, чтобы был любознательным, не опускал руки. Нужно помнить – если что-то не получается, то учитель всегда может прийти на помощь.

Целеустремлённый, любознательный, настойчивый, идущий к своим целям, любящий школьную жизнь, участвующий во всём – вот он идеальный ученик.

– У вас есть увлечение?

-Знаете, однажды на курсы приезжал коллега – педагог из Германии и мы общались только на немецком. В конце занятия, когда мы посмотрели фильм, он у нас спросил: «А какое у вас хобби?»

«Немецкий язык»,- отвечали мы. А он нам: «Вы что, девочки, это же ваша работа. Должно быть хобби».

Так вот, до появления телефона у меня было хобби – писать письма. Я обожала это дело. Бабушке писала, тёте, родителям, подругам, мальчишкам, когда те уходили служить в армию. У меня до сих пор стоит целая коробка с конвертами. Но когда появился телефон, даже вот тётушка моя, напишу на 4 листах письмо, а она мне звонит: «Наташ, твоё письмо получила! Ой, так интересно!». То есть обратная связь стала потихоньку пропадать, не все же любят письма писать. И это хобби ушло.

Люблю читать. На мот родителей досталась очень хорошая библиотека. Мы с братом разделили её,и сейчас я пополняю коллекцию книг. Старшая дочь замуж выходила, говорила: «Мама, моя вот эта полка! Её с собой заберу». Мне радостно от этого. Младшая с семьёй живёт с нами, поэтому в их распоряжении все томики.

Ещё нравится путешествовать. Мне всегда нужна какая-то перемена мест. Даже в студенческие годы так было. Училась в Краснодаре и вроде бы не так далеко от дома, но ехать на один день смысла не видела. Я находила альтернативу: ездила на вокзал. Люди приезжали-уезжали, я наблюдала, и у меня сразу на душе становилось легче.

– Какой бы Вы дали совет ученикам?

– Спасение от всех бед – в работе, а для учеников я бы сказала в учёбе. Мне хочется, чтобы им всегда нравилось учиться и развиваться, познавать неизведанное, стремиться достигать новых высот. Ученики должны превосходить своих учителей. Ребята, будьте целеустремлёнными и тогда всё получится!