Один день войны (9 мая 1945 года)

287

С чувством единения и счастья.

Об окончании войны советские люди узнали из специального правительственного сообщения, которое зачитал диктор Юрий Левитан. «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» – прозвучали долгожданные слова.

Разгром врага был закреплен Актом о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Произошло это девятого мая 1945 года в 00:43 по московскому времени (8 мая в 22:43 по местному времени) в пригороде Берлина Карлсхорсте. С нашей стороны Акт подписал Представитель Верховного Главнокомандования советских войск, командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Георгий Жуков.
В 00:50 по московскому времени было закрытое заседание, на котором был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. После чего, по воспоминаниям маршала Жукова, состоялся приём, на котором генералы поделились своими эмоциями.
В 01:01 по Москве акт вступил в силу, однако советских военных ещё терзали сомнения. По словам генерала Сергея Штеменко, было непонятно, выполнят ли немцы условия капитуляции.

«Ночь на 9 мая мы провели, однако, в тревоге. Выполнят ли условия капитуляции или отнесутся к ним так же, как относились в прошлом к другим своим международным обязательствам? К утру эти опасения стали рассеиваться: в Генштаб и в Ставку начали поступать доклады о том, что немецкие войска повсеместно складывают оружие и сдаются в плен», – вспоминал Штеменко.

Первыми о Победе узнали москвичи, а за ними и вся страна. Весть об этом вызвала всеобщее ликование, люди поздравляли друг друга, готовились встречать с фронта мужей, сыновей, дочерей. сестёр и братьев.

Ночь с 8 на 9 мая в нашей столице была бессонной: москвичи выходили на улицы, пели песни, танцевали, плакали и смеялись. Журналисты «Известий» писали, что в ту ночь не спал никто – люди просто не могли и не хотели.

«Прорвавшись сквозь бурлящие, ликующие толпы людей, к нам на радио уже пришли поэты, писатели, журналисты, композиторы. Звучали песни, стихи, родившиеся тут же, в студии», – вспоминал диктор Всесоюзного радио.

По словам военного корреспондента «Правды» Александра Устинова, люди выбегали из домов, радостно поздравляли друг друга с долгожданной победой. «Появились знамёна. Народу становилось всё больше и больше, и все двинулись на Красную площадь. Началась стихийная демонстрация. Радостные лица, песни, танцы под гармошку», – рассказывал Устинов.

В 06:00 сообщение Левитана дополнили подробностями церемонии подписания акта. К утру 9 мая москвичи постепенно заполнили улицы и устремились к Красной площади. Люди шагали, как на демонстрации – плотными группами со знамёнами и песнями.
Во второй половине дня на площадях начали появляться музыканты, танцоры и певцы в ярких костюмах. Но главными героями дня были военные – москвичи обнимали их, благодарили, качали на руках.

После того, как Юрий Левитан зачитал последний военный приказ об окончательной победе, было дано 30 залпов из тысячи орудий, а над столицей пролетели самолёты, сбросившие светящиеся разно-цветные ракеты.

Специальный корреспондент «Известий» Татьяна Тэсс в своем репортаже с Красной площади уделила особое внимание праздничному салюту над Москвой.
«Небо превратилось в сияющий, пересеченный цветными лучами купол. Лучи скрещивались, как мечи, затем подымались, и тогда небо казалось шатром, натянутым на цветные копья. Высоко в небе неожиданно появился алый флаг, он развевался над Москвою. А вокруг него перемещались и сияли длинные лучи прожекторов, взлетали ракеты, шло пышное, щедрое празднество красок, огней, сияния. И всё время, то угасая, то вновь приближаясь, гремел могучий артиллерийский гром», – писала журналист.

9 мая 1945 года ликовали все жители Советского Союза – страна праздновала завершение самой страшной и кровопролитной войны в своей истории. После салюта улицы не пустели ещё несколько часов – народные гулянья продолжались.